Гаражный кооператив ПО-3: поиски справедливости в судебных коридорах

Несмотря на то, что компания «Строительный Трест» уже возвела несколько этажей ЖК «Новое Купчино», споры о земле, отобранной у владельцев гаражей из кооператива По-3 на Малой Бухарестской улице, до сих пор не стихли.

Раньше они были публичными и массовыми — в гаражах кооператива часто проходили собрания, депутат Оксана Дмитриева выступала в защиту людей с трибуны ЗакСа, а сами гаражники провели большой митинг в парке Интернационалистов. Вольная трактовка законов, хамское поведение застройщика и решимость владельцев гаражей защищать свое имущество не оставили равнодушными многих людей, следивших за развитием этой ситуации.

Сейчас невидимая для посторонних борьба переместилась в судебные коридоры и конторы адвокатов.  Первые иски к застройщику были поданы сразу же после сноса первой линии гаражей. Этот вопрос горячо обсуждался 27 июня 2017 года  на встрече в здании Администрации Фрунзенского района, где присутствовали депутат Михаил Романов, глава района Валерий Сапожников, председатель КИО Александр Семчуков, зам. районного прокурора Заурбек Баликоев и начальник местного РУВД Николай Хлусов.

Несмотря на то, что ситуация явно требовала судебного разбирательства, ни одна из этих высокопоставленных личностей не нашла в себе решимости потребовать от компании приостановить сомнительные с точки зрения закона действия до выяснения обстоятельств. И уже в скором времени большая часть гаражей превратилась в груду руин.

Сейчас Калининский районный суд рассматривает около 20 исков от бывших владельцев гаражей — люди требуют компенсации за уничтоженное имущество, возмещения морального ущерба и правовой оценки изъятия и уничтожения их собственности.

Впрочем, вопрос, являются ли гаражи собственностью, оказался очень непростым. Гаражи появились здесь в 1974 году, когда вместо частной собственности в стране была личная. Вступавшие в ГСК люди платили взносы, а выплатив свой пай, становились владельцами, никаких дополнительных документов для этого не требовалось. Новая власть отменила эту систему, превратив владельцев гаражей в бесправных арендаторов. Среди гаражников много пожилых людей, которые помнят, как за свой счет покрывали грунтом болотистую землю, проводили воду, электричество и канализацию, и им трудно с этим смириться.

Возмутило людей и то, что в мае 2016 года город передал их землю застройщику в обмен на земельный участок гораздо меньшей площади, а их, словно крепостных, отдал в полное распоряжение нового хозяина. Не встало на их защиту и ВОА, до последнего момента утаивавшего информацию о сделке. Однако эти вопросы остались за рамками судебного разбирательства.

Конфликт начался, когда 21 октября 2016 года, когда на воротах кооператива появилось объявление с требованием срочно освободить территорию, причем компенсация за железные гаражи не превышала 10 тысяч рублей. Впрочем, под давлением общественности, эту сумму новым собственникам все же пришлось повысить до 40 тысяч. Тогда это составляло не больше 1/3 от рыночной стоимости боксов, а сейчас, после ликвидации большого числа гаражей, цены стали еще выше.

Вопрос о статусе гаражных построек обсуждался уже давно. 10 апреля 2017 года  в 13-м Апелляционном суде удалось доказать, что собственностью ВОА, организации, с которой «СтройТрестГалант-2» подписал договор о выселении, является лишь шлагбаум и вещи из комнаты правления. Договариваться о демонтаже гаражей, по словам судьи, компания должна будет индивидуально с каждым из владельцев, многие из которых вообще не являются членами ВОА.

Однако «Строительный Трест» пошел другим путем. Люди, не отказавшиеся от своего имущества, не допускались на территорию кооператива, с упирающимся представители компании вели себя предельно грубо, угрожали лишить компенсации, если они срочно не подпишут нужную бумагу, что вполне тянуло на принуждение к сделке.

Когда в июне 2017 года начался демонтаж гаражей, боксы вскрывались без санкции суда и при отсутствии судебных приставов, а фиксация этих действий на видео почему-то оказывалась нарезкой. По словам владельцев гаражей, в перечне изъятого имущества отсутствовали многие ценные вещи, а находившиеся там машины были вскрыты и ограблены.

По документам, взломанные гаражи «СтройТрестГалант-2» передавал на хранение компании «Ст-Строй», которая должна была принять меры по обеспечению их сохранности в надлежащем состоянии. На деле же бетонные плиты, из которых были сделаны боксы, были попросту разбиты и разбросаны по территории стройки, прямо по ним ездила техника. Машины были брошены прямо на улице, а уцелевшее имущество скопом сложено в оставшиеся гаражи, и как оно там хранится — никто не видел.

За все эти действия владельцы гаражей потребовали компенсацию в размере, приближенной к рыночной стоимости боксов — около 200 тысяч рублей в зависимости от состояния гаража и ценности утраченных вещей. Что касается застройщика, компания оценила стоимость гаражей предельно минимально — по цене трех подержанных бетонных плит.

Вдобавок, компания «СтройТрестГалант-2» выступила со встречным иском, потребовав у владельцев гаражей возмещения расходов за разборку и хранение их имущества в сумме, превышающей 100 тысяч рублей. Люди восприняли это с негодованием — получалось, что можно взять чужую вещь, сломать и еще потребовать деньги за ее хранение!

Тем не менее, суд признал, что сломанные гаражи восстановить невозможно, и отклонил претензии застройщика. Но и требования владельцев гаражей были удовлетворены лишь частично — как ни странно, ограбленным людям нужно было предъявить доказательства, что пропавшие вещи действительно находились в их гараже.

Также суд отклонил результаты независимой экспертизы стоимости гаражных боксов — ее нужно было заказывать до начала разрушения и рассчитывать не по цене недвижимости, а как стоимость временных строений. Однако поскольку охранники «СтройТрестГалант-2» никого на территорию кооператива не пропускали, показать свой гараж специалисту было невозможно.

В результате владельцам гаражей была присуждена компенсация в размере 54 727 рублей, причем сумма, рассчитанная специалистами ООО «Альфа Консалт» оказалась одинаковой для всех подателей исков. А под конец судья  вообще решил объединить все иски в одно производство.

Разумеется, владельцев гаражей такое решение не устроило, ведь ценность боксов и находившихся в них личных вещей у всех были разными. Кроме того, по существующим законам, в понятие ущерба входи сумма, необходимая для восстановления утраченного имущества и нарушенных прав, однако в решении суда об этом не упоминалось.

Однако люди оценили тот факт, что суд признал их имущество собственностью, за уничтожение которой нужно платить! В результате, чтобы не терять времени, на решение суда была подана краткая жалоба, а владельцы гаражей стали готовиться к новым процессам.

Судебные иски отнимают много времени, это большая нервная нагрузка и серьезные денежные расходы. Поэтому поначалу людей, готовых на все это, было совсем немного. Однако постепенно к ним стали присоединяться другие владельцы разрушенных гаражей, немало и тех, кто ждет завершения волокиты и при ее благоприятном исходе готов подать свой иск.

По словам подавших иски гаражников, этот вопрос — дело чести, поэтому они готовы идти до конца. Кроме выплаты достойной компенсации, возмещения морального ущерба и судебных издержек, люди хотят поставить вопрос об уголовной ответственности за порчу и расхищение их имущества, самоуправство и принуждение к сделке тех, кто продал свой гараж под давлением застройщика.

Выселение гаражного кооператива ПО-3 стало для нашего района серьезным и трагичным событием, и особенно остро переживали эту ситуацию пожилые люди, среди которых были инвалиды, ветераны, дети войны и блокады. Рассказывая о выселении, многие не могли сдержать слез, у одних пошатнулось здоровье, у других — нервы, а кто-то, по словам родственников, даже ушел из жизни раньше срока.

Однако даже их голоса не были услышаны ни застройщиком, ни городскими чиновниками, и никто не предложил старикам альтернативного места для хранения их раритетных «Жигульков». Чиновники отмахнулись, а компания «Строительный Трест» уже вовсю продает квартиры в строящемся муравейнике.

Потенциальные покупатели дождались старта продаж, однако в группе ЖК «Новое Купчино» ВКонтакте вы не найдете ни слова о том, что случилось на этой земле — простые люди тоже смогли абстрагироваться от чужой беды ради будущего комфорта. Возможно, среди них есть и те, кто просто не в курсе этих событий. О важной странице в современной истории Купчино можно узнать из серии статей нашего издания.

Ольга Ясененко.
Фотографии автора и владельцев гаражей кооператива ПО-3

"Строительный" трест получил разрешение на возведение ЖК "Новое Купчино".
Крокодиловы слезы блокадника Евгения Резвова.
Баннер "Строительного Треста" - двусторонний и двусмысленный.
Снос непроданных гаражей прокуратура признала незаконным.
Земляные работы "Строительного треста" признаны самовольными.
Нарисуем-будем жить - репортаж со слушаний по проекту гаражного квартала.
Кто сильнее, тот и прав - переговоры гаражников с застройщиком в районной администрации.
Застройщик начал взлом гаражей кооператива.
Государство в государстве - гаражи под властью "Строительного треста".
Суд над активистом гаражного кооператива: машина Зингера иголочку сломала!
Утерянная победа "Строительного Треста" - репортаж из зала суда.
Гаражная битва: Если мы едины - мы непобедимы.
Гаражный рубеж: для защиты границ нужны добровольцы.
Противостояние в гаражах: неравная схватка.
СтройТрест — враги, Путин помоги! Митинг в парке Интернационалистов.
Гаражная битва — от сводок к митингу.
Визит миллиардера на гаражные задворки
Гаражное общежитие или гражданское общество?
Битва за гаражи: настало время звать полицию.
Крепостные в стране юридических чудес.
Гаражи продолжают сражаться.
Компенсация за место под солнцем в виде гаража.
В гаражах зреет «майдан», шин хватает.