Крепостные в Стране Юридических Чудес. Репортаж с заседания партии Роста по проблемам гаражного кооператива ПО-3

Противостояние владельцев гаражей на Малой Бухарестской улице с застройщиком их территории напоминает горячую стадию холодной войны. Собрания, встречи с представителями власти, судебные заседания происходят почти ежедневно, иногда по два мероприятия в сутки.

30 января членов инициативной группы кооператива пригласили на встречу с депутатом Михаилом Романовым, но ничего утешительного на этом собрании они не услышали.

На следующий день, 30 января, заседание, посвященное этой проблеме, состоялось в Мариинском дворце. Поводом к нему послужило письмо, отправленное представителями кооператива   депутату ЗакСа от Фрунзенского района Оксане Дмитриевой, с просьбой помочь урегулировать сложившуюся ситуацию.

DSC_0075
Во время заседания

Ознакомившись с  документами, депутат решила провести собрание возглавляемой ею петербургской фракции «Партии Роста». На мероприятие были приглашены некоторые депутаты «Партии Роста», представители гаражного кооператива ПО-3, чиновники из Комитета по строительству и Комитета имущественных отношений.  К сожалению,  приглашенные представители арендатора спорной территории — члены руководства Всероссийского общества автомобилистов, встречу проигнорировали. А жаль, к ним у владельцев гаражей тоже было много вопросов.

Так же в зале присутствовали съемочная бригада компании НТВ и несколько журналистов, в том числе и и представитель «Новостей Купчино».

Вступительное слово взял помощник депутата Оксаны Дмитриевой Павел Швец. Он бегло обрисовал ситуацию, выразив пожелание, чтобы вопрос о выплате компенсаций бывшим владельцам гаражей был урегулирован законодательно. Помощник депутата напомнил, что на данный момент у нас в городе 12 земельных участков с похожей ситуацией.

DSC_0079
Помощник депутата Оксаны Дмитриевой Павел Швец

За ним выступила Оксана Дмитриева.  Сразу стало видно, что депутат подошла к вопросу очень серьезно и заранее постаралась вникнуть в причины возникшей ситуации.

К сожалению, в нашем законодательстве есть лакуна, позволяющая вольно трактовать вопрос о том, кто именно должен выплачивать компенсации.

Этот вопрос и стал главной темой обсуждения. Депутат  попросила заместителя председателя КИО Владимира Филановского рассказать, при каких обстоятельствах земля была передана застройщику без упоминания об обязанностях перед владельцами гаражей, как был составлен договор мены и как предполагается сейчас  выплачивать деньги.

DSC_0082
Депутат ЗакСа от Фрунзенского района Оксана Дмитриева

Владимир Филановский начал рассказ о том, как компанию «СтройТрестГалант-2» жители Выборгского района выгнали с территории велотрека, в связи с чем город предоставил ей землю гаражного кооператива в Купчино.

И тут же возникла первая неувязка. По словам чиновника, в  договоре мены были указаны обязательства строительной компании выплатить компенсации владельцам гаражей. Однако искали эти слова в документе очень долго, и не нашли. Оказалось, что эти обязательства «СтройТрестГаланта» упоминаются только в протоколе обсуждения договора, то есть были даны лишь на словах.

DSC_0091
Заместитель председателя КИО Владимир Филановский

По тексту этого не имеющего юридической силы протокола, компания с уставным фондом в 10 рублей «гарантирует, что обладает финансами, чтобы выдать компенсации владельцам гаражей в соответствии с законом». На вопрос Оксаны Дмитриевой, почему  не были оговорены конкретные суммы выплат, Владимир Филановский ответил, что в договоре мены ничего указывать не обязательно, достаточно упоминания о городских нормах.

Пришлось Оксане Дмитриевой напомнить чиновнику о том, что договора города с застройщиком могут быть разных, в том числе и смешанных типов, и никакой необходимости заключать сделку в таком виде не было.

«Вы специально создали такую ситуацию, повесив на застройщика все выплаты, при этом сами от выплаты компенсаций устранились» — добавил Павел Швец.

«Юридически подобная сделка невозможна, потому что в ней не прописаны обязательства сторон» — резюмировала Оксана Дмитириева. Но представитель КИО по-прежнему настаивал на том, что сделка законна.

DSC_0110

С соответствием выплат компенсаций городским нормам тоже все оказалось сложно. Об этом рассказал заместитель председателя инициативной группы гаражного кооператива ПО-3 Фикрет Ализаде.

Сначала компания «СтройТрестГалант-2» просто повесила объявление с требованием освободить землю. Потом, когда люди начали протестовать, сообщила о выдаче компенсаций в 7 тысяч рублей. Через некоторое время сумма возросла до 9, а после и до 40 тысяч. Кроме того, представители компании объявили, что гаражи всех, кто не зарегистрируется на получение денег, она будет считать бесхозными. То есть, как метко заметил кто-то из присутствовавших, «урегулировали вопрос по понятиям».

OqTlbgfa8s4-1
Одна из копий объявления "СтройТрестГаланта
"

Фикрет Ализаде так же рассказал о тех людях, которые быстро отказались от своих гаражей. По его словам, это были те, кто уже не владел машинами, и гараж был для них обузой, расстаться с которой не доходили руки. Для владельцев машин эта компенсация все равно мала, ведь реальная стоимость железного гаража около 100 тысяч, а бетонного – в два раза больше. О том, чтобы парковаться под своими окнами разговора нет – все окрестные дворы и так переполнены.

Полуночная пробка в соседнем квартале. Фото Фикрета Ализаде
Ночная разборка автовладельцев. Любительское фото.

Есть еще одна причина, по которой сумма выплат кажется людям недостаточной. Застройщик берет участок, в который уже было вложено немало денег. За счет владельцев гаражей была проведена мелиорация земли, оборудована канализация, подведен водопровод и выделена мощность электрического тока. Все это очень упрощает первые этапы строительства и, по мнению членов кооператива, тоже должно быть оплачено.

DSC_0105
Заместитель председателя инициативной группы владельцев гаражей Фикрет Ализаде

Так же Фикрет Ализаде обратил внимание на то, что никто не позаботился об интересах владельцев гаражей, относящихся к льготным категориям – блокадников, ветеранов Великой Отечественной и других войн, чернобыльцев, инвалидов. Их по подсчетам активистов здесь больше трехсот человек, а районные власти, как выяснилось на вчерашней встрече, готовы помочь лишь немногим.

Можно ли на данном этапе  внести в договор с застройщиком изменения, регламентирующие выплату компенсаций? — поинтересовалась у представителя КИО Оксана Дмитриева.

Нет, уже поздно. Мы можем лишь составить документ, типа меморандума, но он будет носить только рекомендательный характер, — ответил Владимир Филановский. На что Оксана Дмитриева заметила, что в данном случае необходимо составлять максимально юридически оформленное обязательство.

DSC_0094
Оксана Дмитриева

Еще раз поговорить с представителями «Строй ТрестГаланта» было решено на предстоящем заседании по проекту планировки данной территории. Как оказалось, компания-застройщик даже понятия не имеет о том, что собирается на этом месте возводить, а проект жилого комплекса находится еще на стадии разработки.

Не получив на вчерашней встрече вразумительного ответа на вопрос, какой будет этажность новых домов и как будут решены вопросы с парковкой, представители гаражного кооператива сделали вывод, что компания «СтройТрестГалант» вообще ничего строить не собирается, а просто запущена сюда реальной фирмой-застройщиком  чтобы выгнать людей с земли.

Дальше слово было предоставлено представителю Комитета по строительству Владиславу Еремину. Чиновник сообщил, что земля кооператива уже находится в частной собственности, поэтому их организация тут вообще не причем. В городском бюджете застройка этой территории не упоминается, так как город ее не планировал, поэтому они не курируют ни строительство на этом участке, ни выплату компенсации.

DSC_0098-1
Представитель комитета по строительству Владислав Еремин

Нас просто продали, как крепостных, — заметил на это Фикрет Ализаде.В ответ Владислав Еремин посоветовал владельцам гаражей хорошенько поторговаться с «Строй ТрестГалантом» . Выплаты компенсаций от частных лиц могут быть выше, чем те, которые по закону дает город. Кстати, городские нормы, по словам чиновника, составляют примерно 20 тысяч рублей за железный гараж и от 30 до 60 тысяч, в зависимости от разных факторов, за бетонный.

Владельцы гаражей задали чиновникам еще один давно интересующий их вопрос – каким образом территория в  2,8 гектара на проспекте Мориса Тореза была обменена без доплаты на 7,5 гектаров их территории, но ответа не получили.

Часть гаражей кооператива уже снесена.
Часть гаражей кооператива уже снесена.

В конце заседания Оксана Дмитриева подвела итоги и наметила дальнейший план действий.

Так как сделка мены была совершена без оговора условий по ответственности перед владельцами гаражного кооператива, по этому поводу следует обратиться в прокуратуру и потребовать проведения антикоррупционной экспертизы. А  чтобы подобные случаи не повторялись необходимо внести поправки в законы, касающиеся выплат компенсаций владельцам гаражей.

Возможен и другой вариант действий -  обратиться к губернатору, собрать представителей разных комитетов и обсудить с ними либо вопрос расторжения договора по причине неравноценной мены и отсутствия защиты интересов владельцев гаражей, либо регламентировать величину компенсаций.

Финал совещания напоминал произведение Льюиса Кэролла.

DSC_0097
Павел Швец

Есть ли на данный момент другие договора, заключенные подобным образом? — поинтересовался у Владимира Филановского Павел Швец.

Нет, такое невозможно, — ответил представитель КИО.

Почему же в этом случае такое стало возможно? — спросила Оксана Дмитриева.

Владимир Филановский безмолвствовал.

DSC_0099
Владимир Филановский

Наличие решения по этому вопросу будет обязательно для всех комиссий, работающих над генпланом. Этот вопрос мимо нас не пройдет — пригрозила чиновникам Оксана Дмитриева, и заседание закончилось.

Фикрет Ализаде и другие представители кооператива поспешили на очередное судебное заседание. Было понятно, что решение вопроса может занять долгое время, и если у членов кооператива не опустятся руки, эта встреча будет далеко не последней. Путешествие по Стране Юридических Чудес продолжается.

DSC_0883
А эти гаражи еще стоят.

Ольга Ясененко