Гаражи продолжают сражаться. Репортаж с собрания кооператива ПО-3






Воскресный день 22 января выдался холодным и ветреными, на купчинских улицах было сыро и неуютно. Идя на собрание гаражного кооператива по соседнему с ним кварталу, я бегло осматривала серые от грязного снега обочины проездов – сколько машин еще можно сюда поставить? Свободные места можно было пересчитать по пальцам, хотя ночью, скорее всего, и они были заняты.  Я попыталась представить, как скажется на окрестных дворах дополнительная нагрузка в 4500 машин – и не смогла.

DSC_0816

Первое, что я увидела, войдя за ворота кооператива — раритетный автомобиль на платформе эвакуатора. Кооператив на Малой Балканской улице существует с 1974 года, и некоторые, хоть и очень немногие, владельцы использовали боксы для хранения вещей. Такие люди предпочли получить компенсацию и освободить свое место. А остальные решили бороться за свои права.

DSC_0810

На собрание гаражного кооператива ПО-З, расположенного на Малой Бухарестской улице  за жилищным массивом «Серебрянные Ключи», пришло больше сотни человек. Многие из них, особенно пожилые, казались растерянными. Для большинства стариков гараж – не только возможность удобной парковки, но и часть образа жизни, место, где они проводят время с друзьями, что-то мастерят, поддерживают друг друга. Пенсионерам тяжелее всего менять привычный ход жизни, да и средств на достойнее решение проблемы у них, как правило, нет.

DSC_0910

В ожидании начала собрания люди читали расклеенные по стенам копии многочисленных обращений к чиновникам и их ответы. Далекие от интернета старики подолгу вчитывались в сухие, казенные слова, молодые бегло оглядев, снимали содержание на мобильник.

Активист движения Герман Анатольевич Карпов рассказал мне некоторые подробности этого конфликта. Компания «СтройТрестГалант-2» появилась здесь неожиданно.  25 мая 2016 года людей поставили перед фактом, что заключенный на неопределенный срок договор аренды земли, на которой расположены гаражи кооператива расторгнут в одностороннем порядке. а земля  отдана этой фирме под строительство многоэтажного жилого комплекса.

DSC_0864

В этом решении было много удивительного. Например, то, что участок был передан подозрительной иностранной фирме без какой-либо доплаты в обмен на другой, гораздо меньшей площади. Странным было и то, что в договоре никак не упоминалось обременение в виде огромного количества автомобильных боксов. Да и факсимильная подпись на документе наводила на мысль о том, что губернатор мог быть вообще не в курсе этой сделки.

Люди не могли понять, почему компенсации за потерю гаража будет выплачивать не город, у которого они арендовали эту землю, а неизвестный застройщик из оффшорной кипрской фирмы. Сумма компенсации тоже выглядела символической —  9 тысяч рублей.  Лишь потом новый хозяин увеличил ее для владельцев бетонных боксов до  40 тысяч. Впрочем, и этой суммы на покупку нового жилья для машины явно не хватит.

DSC_0822

Сначала активисты кооператива пытались бороться своими силами. Они отправили много писем  – в Комитет имущественных отношений,  в Комитет по инвестициям, в приемную губернатора, в Следственный комитет, в ГУВД, добились личной встречи с некоторыми влиятельными чиновниками и депутатами, обратились с иском в арбитражный суд.

Владельцы гаражей даже дошли до Москвы, передав лично в приемную Президента около 2000 подписей. Но все было безрезультатно. Чиновники либо игнорировали их, либо присылали пространные ответы с уведомлением о том, что сделка была совершена по закону.

Собрание проходило на улице, у входа в правление кооператива. Чтобы люди из  дальних рядов могли все слышать, на улицу вынесли динамик с микрофоном.

DSC_0825

Председатель собрания Фикрет Ализаде рассказал о том, что последнее заседание суда не принесло желаемого результата – судья отклонил ходатайства блокадников и иски от трех владельцев гаражей, взяв сторону «СтройТрестГаланта». Единственная уступка – судья назначил еще одно заседание, дав владельцам гаражей  две недели на сбор дополнительных документов.

У людей набралось много вопросов и к руководству кооператива, и к чиновникам из ВОА, которые должны защищать их интересы. Почему в свое время ничего не было сделано, чтобы приватизировать это участок земли, почему не был сразу же оспорен договор мены на их территорию и почему никто не сообщил владельцам гаражей о готовящейся сделке.

DSC_0839

А еще очень важным оказался вопрос о правах на занимаемую  землю и имущество. Как оказалось, многие владельцы бетонных гаражей не зарегистрировали их как собственность, а владельцы железных даже не оформили свое право владения в ПИБ. Юридическую неграмотность людей можно понять, но странно, что в свое время ни руководство кооператива, ни ВОА, имеющее своих штатных юристов, ничего не сделали, чтобы разъяснить людям необходимость этих действий.

А теперь эта беспечность стала одной из причин того, что юристы «СтройТрестГаланта», тщательно изучив документы кооператива, пришли к выводу — именно с этой территории людей будет очень легко выжить.

DSC_0911

Однако активисты не намерены опускать руки. Сейчас их дело получило огласку, о проблеме кооператива пишут не только районные, но и городские газеты, сравнивая их ситуацию с похожим выселением гаражей в других частях города.

К сбору подписей понемногу подключаются и жители соседних кварталов, опасающиеся массового притока «бездомных» машин под свои окна. И есть надежда, что общественный резонанс заставит городские власти пересмотреть свою позицию.

DSC_0920

Так же владельцы гаражей поняли, что своими силами со столь влиятельным противником им не справиться, и обратились за помощью к серьезной юридической фирме. Юристы предложили подать иск правительству города, а всем, у кого документы в порядке, поскорее зарегистрировать права собственности и подать дополнительные иски от своего лица.

В конце своей речи Фикрет Ализаде собрания призвал людей не сдаваться, продолжать борьбу  и не спешить за компенсацией. Эти слова вызвали одобрительную реакцию. Быро решено для оплаты работы юристов организовать сбор по 200 рублей.

DSC_0873

После собрания мы с Германом Анатольевичем прогулялись  по территории кооператива. Часть боксов уже была демонтирована, и провалы  с кучами мусора среди аккуратных, ровных гаражных рядов смотрелись по-военному зловеще.

DSC_0895

— Около Нового года люди из «СтройТрестГаланта» стали приезжать сюда и ломать гаражи получивших компенсацию. Хозяев не предупреждали – приходя утром, люди находили свой бокс вскрытым, а вещи из него, которые они еще не успели вывезти — разбросанными. Но этого мало – так как номера каменных и железных гаражей совпадают, возникла путаница, и несколько раз были демонтированы боксы других хозяев. А некоторые гаражи вообще взломали просто так, потому что они находились по соседству с разрушаемым.

DSC_0888

Демонтажники не очень церемонились с чужим имуществом – по краям разоренных боксов свисали перерезанные оголенные провода, тут и там были разбросаны кучи мусора, вывозить который компания не торопилась.

DSC_0897

Поначалу хозяева гаражей решили патрулировать свою территорию.– противостоять толпе присланных «СтройТрестГалантом» людей было непросто.  И тогда они решили поступить по-другому — ворота кооператива закрыли для всех посторонних машин, и проникнуть на его территорию теперь можно только по пропускам.

«Если они хотят забрать эту землю – пусть берут ее. Но пусть решат, куда деваться нам. Как будут жители соседних кварталов, как будут пробираться через загроможденные проезды пожарные машины и бригады скорой помощи? Сколько трагедий должно произойти, прежде чем чиновники поймут, к чему приводит бездумная политика массовой высотной застройки во всех уголках города, « - делится своими мыслями мой спутник.

DSC_0877

При возведении новых кварталов в проекте должно быть запланировано место для личного транспорта из расчета хотя бы одной машины на квартиру. А прежде чем строить дома на месте гаражей, нужно решить вопрос их будущей парковки».

Но пока в стране не будет четких законов, регламентирующих соотношение количества новых квартир и возможных парковочных мест, подобные ситуации будут возникать везде, где кому-то приглянется кусочек земли. Поэтому всем горожанам, даже тем, кто не имеет своего автотранспорта, нужно понимать – эта проблема касается всех нас.

Ольга Ясененко