Мозаика «Афганистан» не смогла смириться с подделкой

Последствия поспешного монтажа панно «Афганистан» на станции метро «Проспект Славы» стали видны невооруженным глазом — стыки между мозаичными блоками изменили цвет и выделяются на фоне военных сюжетов.

Мозаичное панно словно разделено на квадраты, границы которых обозначены блеклым, чуть желтоватым оттенком. Дефект хорошо заметен, когда смотришь на боковые части триптиха, спускаясь или поднимаясь по эскалатору — к счастью, в центральной части полотна он бросается в глаза не столь сильно.

"Я в курсе, что это такое. Дело в том, что набор (мозаики — ред.) был завершен, но Метрострой не дал его доделать на стене. Поэтому швы между блоками зашпаклеваны и сверху покрашены. Это была инициатива «Метростроя», — объяснил Павел Васильевич Степанов, старший мастер мозаичной мастерской Академии Художеств, где создавалось панно «Афганистан». По словам мозаичиста, этот дефект со временем может стать еще более заметным.

Автор панно «Афганистан» — народный художник России, академик Росийской Академии художеств Александр Кирович Быстров, создавший мозаики для десяти станций Петербургского метрополитена. Все они, в том числе и триптих в честь Героев-пожарных в соседнем вестибюле «Проспекта Славы», выглядят безупречно. Создавая «Афганистан», Быстров и другие мозаичисты Академии художеств очень трепетно подошли к теме, обсуждали с ветеранами детали экипировки и вооружения. Однако работа над панно совпала с пиком финансового кризиса «Метростроя», и мозаику постоянно преследовали проблемы.

О конфликте между компанией «Смальта Мозаика» и ОАО «Метрострой» стало известно еще в августе 2018 года, когда мастера были вынуждены остановить работу из-за нехватки финансирования. Заявление вызвало бурную реакцию у городских властей, вице-губернатор Игорь Албин пригрозил заменить мозаику стеклом, а на защиту панно встали ветераны Афганской войны. Этот спор стал прологом к заморозке строительства Фрунзенского радиуса зимой 2018—2019 года.

Зима 2018—2019 года. Замороженная стройка метро.

Следующий виток конфликта разыгрался после возобновления строительства, весной 2019 года. Городские власти хотели открыть новые станции 27 мая, ко Дню города, а мастера жаловались на отсутствие денег на материалы. Мозаичисты понимали, что их в любой момент обвинят в срыве открытия «Проспекта Славы», и чтобы привлечь внимание к проблеме, пошли на отчаянный шаг — выставили панно «Афганистан» на «Авито».

Власти города снова пригрозили открыть метро без мозаики, ветераны заступились за нее, и 28 мая «Смальта Мозаика» наконец-то получила аванс на продолжение работ. Дедлайн в очередной раз отложили, и 31 мая блоки мозаики были доставлены на станцию «Проспект Славы». В середине июня 2019 года началась их установка.

Фото: «Метрострой».

Фото: «Метрострой».

Но тут подоспели губернаторские выборы, и Александр Беглов решил, что открытие новых станций метро — важный козырь его предвыборной компании. В августе 2019 года работы на Фрунзенском радиусе перешли в авральный режим, но монтаж мозаики с соблюдением технологий в срок не укладывался.

Вот тогда компания «Метрострой» и нашла неожиданный выход. Швы между блоками замазали цементом, а нанятые художники быстро расписали их лаком-заменителем, тщательно сымитировав цвет кусочков смальты. Работа была сделана аккуратно, и места стыков были абсолютно незаметны.

«Обработка швов мозаичного панно „Афганистан“ выполнена с применением кремнеорганического лака и смолы с добавлением пигмента. Данная технология обширно применяется художниками-реставраторами при работе на объектах художественного наследия, охраняемых КГИОП», — уточнили в пресс-службе «Метростроя».

Скриншот видео, опубликованного изданием «Форпост».

Создатели мозаики были шокированы. "Фактически речь идёт об акте вандализма, о порче картины. При этом её автор – народный художник Александр Быстров – не передавал никаких прав на мозаику ни «Метрострою», ни метрополитену Петербурга. Её нельзя трогать чужими руками. Это позор!», — не мог сдержать чувств соавтор проекта и руководитель компании «Смальта Мозаика» Егор Быстров, сын признанного мастера.

«Вандализм» оказался напрасным — открытие метро было сорвано из за множества других недоделок. На них ушел целый месяц, за который «Смальта Мозаика» вполне могла бы справиться с монтажом сама. "В мозаичной мастерской принято эту работу полностью завершать, но нам не дали возможность сделать это", — объяснил Павел Степанов.

Метро было открыто в октябре 2019 года, и жители Купчино по достоинству оценили величественное и трогательное панно "Афганистан. Выглядело оно безупречно, и какое-то время разница между смальтой и краской не была заметна. Но рожденная огнем смальта, как известно, не выцветает, в отличие от растворенных в лаке пигментов.

Станция «Проспект Славы» в день открытия.

В компании «Метрострой» дефекта до сих пор не заметили, но все же сообщили, что панно можно восстановить. «Что важно в данной ситуации, примененная методика позволит впоследствии реализовать первоначальное проектное решение и применить для обработки швов смальту».

«Да, можно. Закрывается полвестибюля, выставляются леса, и мы можем работать ночью, как на Спортивной. Это все решаемо, но упирается в финансирование «Метростроя»» — подтвердил Павел Степанов. Однако контракт «Метростроя» с ООО «Тесер», куда входит мастерская «Смальта Мозаика», был разорван в августе 2020 года, и сейчас между ними идут судебные тяжбы. «Метрострой» считает виновным своего подрядчика:

"Что касается подрядной организации ООО «Тесер», выполнявшей работы по изготовлению и монтажу архитектурных элементов на новых станциях Фрунзенского радиуса, то договор между ней и ОАО «Метрострой» действительно был расторгнут по причине неполного выполнения ООО «Тесер» своих обязательств" — заявили в «Метрострое».

Но спор между строителями подземки и мастерами идет вовсе не из-за мозаики «Афганистан», а из-за других элементов оформления новых станций. Часть витражей карниза нижнего вестибюля «Проспекта Славы» выглядит блеклой и словно заляпанной грязью. "Внизу тоже установлена имитация витражей. Ее видно невооруженным взглядом, это все недолговечные вещи. Обычный витраж можно спокойно помыть влажной тряпкой, очистить, а с пленкой все гораздо сложнее. Пленка может сдираться, моющие средства нельзя использовать, и так далее. Отличие настоящего витража от имитации четко сказывается", — рассказал Павел Степанов. Неустановленные подлинные витражи сейчас хранятся на складе ООО «Тесер».

Витраж

Подделка.

Есть проблемы и на «Дунайской» с «Шушарами». Еще в 2018 году заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Михаил Королев, заявлял, что ради сохранения мозаики "Афганистан" город упростит украшение других станций Фрунзенского радиуса:

«Была проведена оптимизация. Стоимость снизилась на 64 млн руб. Мы отказались от витражей на станции метро «Южная», заменили их на остекление, а также изменили площадь обрамления в районе эскалатора на станции «Дунайский проспект». За счет двух этих мероприятий была достигнута экономия»,— объяснял Королев. Возможно, в связи с этим в проект станции были внесены технические изменения:

«Насколько я знаю, там (на „Дунайской“ — ред.) очень слабенькая конструкция стены, буквально из гипрока. Они сделали стенку, на которую ничего уже не закрепишь и идет вопрос о финансировании работ, чтобы сделали крепкую стенку и потом уже повесили панно, — рассказал Павел Степанов. — Частично они (панно- ред.) уже набраны, и там не такой сложный набор, по сравнению с  «Афганистаном». Для нас это все решаемо — материал лежит, все было закуплено, но все работы были остановлены из-за их недофинансирования».

Проект станции «Дунайская»

Стенка над эскалатором «Дунайской».

Однако в контракте «Метростроя» и витражи для «Шушар», и панно над эскалаторами «Дунайской» по-прежнему прописаны: "На данный момент работы по художественному оформлению станций в полном объеме не завершены, поэтому заказчиком они не приняты. Подрядная организация (то есть ОАО «Метрострй — ред.) должна установить все декоративные элементы, предусмотренные проектной документацией», — ответили «Новостям Купчино» в КРТИ. Ведомство опровергло лишь слухи о заполнении отверстий между платформами «Дунайской» — вот там новых витражей действительно не будет.

Первоначальный эскиз «Дунайской».

В компании "Метрострой подтвердили, что тоже заинтересованы завершить оформление станций и закрыть контракт в соответствии с проектом. — Работы, невыполненные или выполненные ООО «Тесер», частично, будут переданы другому подрядчику. Когда подрядчик будет определен, будут известны и сроки выполнения работ".

Но кто же станет новым подрядчиком? «Понимаете, сейчас любой покупает смальту и говорит – я художник, я мозаичист. У нас история более древняя, более богатая, чем у всех остальных мастерских е в городе и в России. 1851 год – дата основания мозаичного заведения, с тех пор оно и существует. В нашей мастерской набирали основные наборы мозаик для Исаакиевского собора, для Спаса на Крови, советский период имеет свою историю, и пожалуй, это лучшее, что есть сейчас в России. К сожалению, таких специалистов нигде не готовят», — считает Павел Степанов.

Обработка смальты для мозаики «Афганистан». Скриншот репортажа канала «Санкт-Петербург».

Хочется верить, что дефекты панно «Афганистан» все-таки будут замечены и включены в готовящийся контракт. Ведь эту монументальную композицию можно считать частью мемориала погибшим воинам, к которому ведет первый вестибюль станции «Проспект Славы». Сохранить мозаику в достойном виде — дело чести для нашего города, и вряд ли кто-то сможет сделать это лучше, чем ее создатели.

Ольга Ясененко.