Теперь по-настоящему: новые станции Фрунзенского радиуса наконец-то открылись
Вчера, 3 октября 2019 года, произошло важное для многих купчинцев событие — наконец-то открылись станции метро «Проспект Славы», «Дунайская» и расположенная за кольцевой дорогой «Шушары».
Их строительство было запланировано еще в 1982 году, а в 1985-м купчинскую линию включили в программу развития ленинградского метрополитена — станции должны были открыться в 1995-м году. Не будем расписывать, что было дальше — все купчинцы и так это знают. Кульминацией многолетних проволочек стала торжественная церемония «неоткрытия» новых станций, она с помпой прошла 5 сентября 2019 года.
Повторное открытие Фрунзенского радиуса было будничным, и жителей Купчино пришло гораздо меньше — на улице было холодно, и шел дождь. Чуть раньше половины пятого, минут за сорок до начала обещанной церемонии, приехали губернатор Александр Беглов и спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, их встречал под дождем глава нашего района Константин Серов с сотрудниками своей администрации.
Почему-то высокопоставленные чиновники решили держаться подальше от жителей, они в одиночестве возложили цветы к памятнику Воинам-интернационалистам, и сразу вошли в вестибюль метро. Впрочем, проходя сквозь толпу, Беглов бросил что-то вроде «лучше поздно, но хорошо», и кто-то даже ему похлопал.
О чем шла речь на церемонии, проходившей за стеклами павильона, купчинцам было не слышно, да и не важно. Главное — на этот раз обошлось без накладок, и двери «Проспекта Славы» распахнулись даже чуть раньше намеченного времени.
Чиновников в холле уже не было, зато из динамиков лилась праздничная музыка. Сразу стало понятно, ради чего толпились под дождем будущие пассажиры — в кассах вестибюля началась продажа памятных жетонов с изображением новых станций и депо «Южное». Давали их по одному комплекту в руки, а желающих приобрести оказалось очень много.
Очередь двигалась медленно — одни просили выписать товарные чеки, а другие, толком не разобравшись, что дают, выясняли это с кассиром. Некоторые тут же менялись купленными блистерами, а самые ушлые, отойдя на несколько метров, уже перепродавали их. Больше всего не повезло тем, кто пытался просто оплатить проезд:
— Пустите меня, мне просто карточку купить.
— Не пустим, покупайте в автомате!
— Мы тут два часа стоим, не пустим!
Тем временем обычные пассажиры с трудом просачивались сквозь плотные очереди к турникетам. Подобная картина наблюдалась не только на «Проспекте Славы» и «Дунайской», но и на пустынных «Шушарах», где вроде и народу взяться неоткуда. К счастью, Ходынка, отнявшая столько нервов у ее участников, обошлась без жертв.
Разглядев полученные жетоны, купчинцы заметили, что дата открытия станций обозначена как 2018 год — видать, заготовлены они были очень давно.
Турникеты и рекламные стенды были украшены незатейливыми табличками «Поздравляем с открытием станции!». А над всей этой суетой, прямо над эскалаторами первого вестибюля, красовалось роскошное панно «Афганистан», за созданием и нелегкой судьбой которого с замиранием сердца следило так много людей. Спасибо мастерам «Смальты мозаики», их произведение выглядело очень впечатляюще!
Платформа «Проспект Славы» поразила нежной белизной мрамора, благодаря ему вся она выглядела просторной и нарядной. Немножко кольнуло сердце отсутствие мозаик, посвященных Салюту Победы, которые по проекту должны были располагаться в центре зала. По-видимому, на их создание тоже повлиял конфликт художников с «Метростроем».
Еще больше удивили часы в обрамлении ордена Отечественной войны на северной стороне вестибюля — причем орден на противоположной стене выглядел так, как надо — с серпом и молотом.
Вторая монументальная мозаика, расположенная в вестибюле у Альпийского переулка и посвященная пожарным дореволюционной эпохи, военного времени и наших дней, выглядела не менее эффектно, чем афганская. К сожалению, глядя на на оба произведения, не покидало чувство, что это могут быть последние яркие работы на стенах питерской подземки.
Очень необычно выглядел подземный переход второго вестибюля — его украшал фотоколлаж, посвященный питерским пожарным, и небольшая выставка советской пожарной техники. Жаль только, что машины закрывали собой старинные фотографии, размещенные в зале за закрытой стеклянной дверью.
Ехать в поезде было необычно — звук в тоннеле был совсем другой, чем до «Международной», да и вид из окон отличался — ведь в нашем городе еще никогда не делали двухпутных тоннелей. Очень хотелось увидеть встречный поезд, но не вышло — похоже, они будут разминаться около платформ.
Станция «Дунайская» выглядела несколько аляповато — насыщенно-синие колонны плохо сочетались с пастельно-бежевыми стенами, в проекте все это выглядело намного гармоничнее.
Восьмиугольные проемы рядом с витражами смотрелись странно, словно городов на Дунае не хватило. Везде бросалось в глаза, что станция строилась наспех, случайно нанятыми рабочими. В воздухе до сих пор стоял запах краски, клея и сырости.
Наблюдательные купчинцы быстро завалили соцсети фотками многочисленных косяков, я же ограничусь лишь одним шедевром. Дверь, как удалось выяснить, действующая, но чтобы войти в нее, нужно отстегнуть поручень.
Кстати, сразу же после открытия «Дунайской», люди, спускавшиеся по эскалатору, неожиданно попали под поток воды. Откуда она взялась, пока не ясно — то ли работники станции что-то не туда слили, то ли протекла халтурная гидроизоляция, на которую жаловались еще метростроители.
Наземная станция «Шушары» смотрелась очень утилитарно. По проекту, переход к поездам должны были украшать яркие витражи «Гонки» и «Скорость», но их на месте не было.
Сотрудник станции рассказал, что ее персонал уже месяц работает в тестовом режиме, и даже кассиры все это время находились на своих местах. После открытия сюда приехало много пассажиров, однако большинство, удовлетворив любопытство и сделав фотографии, сразу же вернулось обратно в город.
Как и на других конечных станциях питерского метро, перейти с платформы на платформу, не заплатив за проезд, здесь было нельзя. Поэтому пришлось выйти на улицу.
Воздух на улице был необычно свежим, почти как за городом. Чуть вдалеке шумела КАД, и изредка раздавались гудки поездов, идущих в депо. А напротив станции, за сетчатым забором, зеленел лес. Колпинские автобусы уже ходили, и на остановке их ждало несколько человек.
Самое главное достоинство новых станций можно было оценить, выйдя из павильона и оказавшись вблизи своего дома — ведь у многих купчинцев дорога до центра города теперь сокращалась на приличный отрезок времени. И это перевешивало все описанные здесь недочеты. Теперь у нас есть метро!
Хочется сказать спасибо всем, причастным к строительству новых станций, и в первую очередь — рабочим питерской подземки, которые не ушли со своих объектов, несмотря на задержки зарплаты, плохие условия труда и множество других проблем. Ведь именно благодаря профессиональному умению этих специалистов мы получили новое метро! И хочется пожелать им, чтобы в будущем их труд был всегда востребован в нашем городе и ценился по достоинству!
Ольга Ясененко.
Фотографии Леонида Харитонова и Дениса Шаляпина.