Алексей Корин. Парники. 1900.

История одного школьного огорода

Пришкольные огороды могут помнить те, кто учился в советское время. А появились они гораздо раньше, еще в земских школах, созданных после отмены крепостного права. В деревне Купчино тоже был такой такой огород, он просуществовал около пятнадцати лет. Зачем же нужны были уроки сельского хозяйства деревенским ребятам?

Многие века на нашей земле выращивались лишь традиционные культуры — рожь, ячмень, овес, горох, гречиха, лен, капуста и некоторые корнеплоды. Сельское хозяйство с его ритуалами и поверьями было настоящим священнодействием. Даже после петровских перемен большинство крестьян жило «по старинке», а модные теплицы и оранжереи появлялись лишь в помещичьих усадьбах. Но крестьянского урожая не хватало на год, и чтобы прокормить семью, мужчинам, а порой и женщинам, приходилось осваивать еще какие-то промыслы.

Крестьяне Санкт-Петербургской губернии. Середина XIX века. Фото В. А Каррика.

Все изменилось после отмены крепостного права. Сельские предприниматели, люди из самых разных сословий, стали изучать новые технологии, закупать оборудование, нанимать батраков. Развивающейся отрасли требовались грамотные агрономы, но таких было слишком мало — основная масса крестьян по-прежнему оставалась в стороне. И тогда по инициативе земских активистов в 1880-е годы начали открываться взрослые сельскохозяйственные школы, проводились курсы, лекции, выставки, а школьники стали изучать садоводство и огородничество на уроках труда. Просветительское движение охватило всю страну — и эти усилия не пропали даром.

Николай Богданов-Бельский. Чтение в сельской школе.

В начале ХХ века «фермерское» сельское хозяйство стало прибыльным бизнесом. Огромное количество участков вокруг Санкт-Петербурга сдавалось в аренду — ведь рядом вырастал огромный город с самыми разнообразными гастрономическими потребностями! На месте полей появлялись яблоневые сады — спросом пользовались антоновка, анисовка, белый налив, титовка, боровинка, ранет, мирон и коробовка.

Рядом росли вишни, сливы и груши — бергамот, бессемянка и тонковетка. В ягодных хозяйствах собирали красную и белую смородину, малину, крыжовник, в огромных теплицах выращивали капусту — белокочанную, краснокочанную, савойскую, брюссельскую и цветную. В открытый грунт сажали свеклу, огурцы, брюкву, лук, «коренья» (морковь, петрушку, сельдерей, хрен и порей) и зелень (салат, шпинат, укроп). И все это разлеталось по петербургским рынкам и овощным лавкам.

Рынок в дореволюционном Санкт-Петербурге.

Тонкостям востребованной профессии ребят учили прямо со школьной скамьи. Учителя, сами окончившие курсы огородничества, показывали детям, как грамотно выращивать растения, знакомили их с необычными культурами, экспериментировали с новыми сортами. Эти знания школьники несли в свои семьи, и так они распространялись по всей сельской общине. Проблема была в том, что летом, когда надо было ухаживать за огородом, крестьянские дети были заняты в своем хозяйстве, а учителям полагался отпуск.

Купчинская земская школа. Фото 1900-х годов.

Купчинская земская школа открылась, вероятно, в 1870 годах и поначалу размещалась доме местного жителя Дмитрия Тупицина. В 1883 году Санкт-Петербургский комитет грамотности постановил построить в пригороде образцово-показательную школу, и выбор пал на деревню Купчино. Но строительство затянулось, и школа открылась лишь осенью 1892 года. Судя по старым картам, стояла она недалеко от нынешней поликлиники № 5 на Купчинской улице.

Фрагмент карты окрестностей Санкт-Петербурга 1909 года.

Идея обучения ребят садоводству, по-видимому, принадлежала учителю Константину Трифоновичу Прокофьеву, поступившему сюда на работу в 1901 году. Сельское общество пожертвовало на пришкольный участок 1080 квадратных саженей земли, и в 1903 году Константин Трифонович подал прошение в Санкт-Петербургскую губернскую земскую управу на пособие для его благоустройства. В записке он пояснил, что знает, как это сделать – он посещал лекции и практику по курсам садоводства и огородничества в Старой Руссе. Учителю выдали сорок рублей, и он взялся за работу.

Сперва Прокофьев заказал саженцы двадцати пяти лесных деревьев – сосен, елей, рябин, берез, а также семена для рассады овощей и навоз для парников. Летом на участке высадили сто тридцать деревьев и кустарников, рядом посадили клубнику и вспахали землю для питомника. А остаток денег был потрачен на колья и рейки для ограды.

Отчет о расходах сумм, выданных единовременно из С. -Петербургской Губернской Земской управы для обработки сада при Купчинской земской школе.

В март месяц истекшего 1903 года С. -Петербургскою Губернскою Земскою Управою по ходатайству Уездной Земской Управы, для окончательной обработки школьного сада при вверенной мне Купчинской земской школе С. -Петербургского Уезднаго Земства было выдано единовременное пособие в количестве 40 руб., в израсходовании которых имею честь представить следующий отчет:

Весна 1903 года.
1) Конского навоза для парников и смешения с коровьим. 10 воз. 11 р. 50 к.
2) 25 лесных деревьев. Сосен, елей, рябин, берез и др. 2 р. 50 к.
3) Семян для рассады и др. овощей. 70 к.
4) Санки для навоза 50 к.
5) Две кадки для удобрит. помывки. 80 к.

Лето и осень 1903 года.
6) Полотье сорных трав. 2 р.
7) Выкопка 130 ям для дер. и кустов. 2р. 20 к.
8) Вспашка участка для питомника. 2 р.
9) Пересадка дер. кустов и клубники. 1 р. 50к.
10) Две ивовые корзины. 60 к.

Весна 1904 года.
11) Воз реек для кольев и ограды. 2 р. 50 к.
12) Подвода за ними. 1 р. 50 к.
13) Веревок и мочал. 50 к.

Скорее всего это неполный список всего нужного, и часть расходов взяли на себя уездная управа или сами купчинцы. Но он дает представление, каким был школьный огород в нашей деревне. Любопытно, что на нем были обустроены навозные парники. Вот один из «рецептов» их использования в Санкт-Петербургской губернии: в начале февраля парники набивали конским навозом, через десять дней засевали редисом и зеленью и через месяц уже везли на рынок раннюю продукцию. В марте в освободившиеся парники сеяли рассаду капусты, а в апреле-мае огурцы.

Иллюстрация из сельскохозяйственной брошюры 1909 года

Но в 1911 году Константин Трифонович ушел из жизни, преподаватели стали меняться, и огород был заброшен. «Дети никакого отношения к саду не имеют, сад так запущен, что, пожалуй, скорее служит примером халатности и небрежности», – с горечью писал в 1915 году новый учитель Александр Андреевич Киселев. Это был увлеченный огородник с восемнадцатилетним стажем, и он решил привести школьный участок в достойный вид. Перекопать и удобрить землю, вырубить сухостой, омолодить старые кустарники и снова разбить огород. Киселев попросил Петроградскую уездную земскую управу выделить средства чтобы закупить 10–15 телег навоза, семена и инструмент – лопаты, грабли, мотыги, тачки, ведра, лейки, секатор, топор, а также горшки для растений и рулетку.

Прошение Киселева. Архив ЦГИА.

«Основная цель школьного сада – содействовать развитию и улучшению садоводства и огородничества среди местного населения и тем поднять благосостояние нашего крестьянина. Посредством раздачи ученикам отводков, прививок, черенков овощей с огорода, лучших семян и главное совместная работа учителя с учениками в саду и огороде, постоянное разъяснение о жизни того или другого растения и советы во время работы, тщательное и заботливое отношение к посаженному вырабатывают в детях любовь к растению и более нравственное отношение, чем теперь приходится наблюдать к посаженым чужим трудом растениям», – писал учитель.

И уже в 1916 году купчинский огород упоминается как «показательный». Слово это часто использовалось в документах конца XIX — начала XX века и означало „образцовый“, „достойный подражания“. Возможно такое название было связано с „образцовым“ статусом школы, а может быть это была заслуга учителя и ребят. Но „образцовых“ пришкольных хозяйств в окрестностях Санкт-Петербурга было совсем немного.

Под руководством Александра Андреевича ребята провели эксперимент по методичке Агрономического отделения Петроградской уездной земской управы. Они посадили разные сорта огородных растений: капусту, брюкву, свеклу, редьку, репу, лук, огурцы, тыкву, кабачки, томаты, бобы, морковь, картошку и зелень.

Часть урожая погибла от нежданных летних заморозков, но общий результат у школьников, учитывая, что 1 пуд – это 16,4 килограмма, фунт — около 400 грамм был совсем неплох! «Выращенное должно поступить в их пользу или в пользу беднейших товарищей для приобретения теплой одежды или обуви, что и воспитывает в детях самодеятельность и взаимопомощь»,– считал учитель.

Участок №1
1. Капуста белокочанная Брауншвейгская – убрали 38 кочанов.

2. Капуста местная — убрали 38 кочнов.
2. Брюква Красносельская жёлтая – собрали 2 пуда.
3. Брюква Несравненная собрали 1 пуд 28 фунтов.
Посаженные рядом капуста краснокочанная Московская и капуста цветная Ленормана низкая погибли от капустной мухи.

Участок № 2
1. Лук-порей Болгарский – собрали 2 пуда.
2. Огурцы Вязниковские (посажены 4 мая) и Муромские погибли от холодов в июле.
3. „3. Тыква Стофунтовая – время посадки: 27 марта: не дозрела.
4. Греческие кабачки – время посадки: 27 марта: не дозрели“.
5. Томат Король ранних – был посажен в горшки 27 марта, на грядки 15 мая.  Урожай: 48 штук. Высаженный вместе с ним томат Король Гумберт дал урожай 40 штук (незрелых).
6. Свекла Королевская длинная – посадили 3 мая, собрали 4 пуда.
7. Морковь Святой Валерии – посадили 3 мая, 1 пуд и 33 фунта.
8. Петрушка корневая — 11 апреля посадили, собрали 1 пуд и 10 фунтов. 
9. Укроп огородный (самосев) — хорош».
10. Редька осенняя жёлтая круглая – погибла от блохи.
11. Цикорий Магдебургский — посадили 4 апреля, собрали 350 корней: 2 пуда, 7 футов.
12. Салат кочанный майский – хорош.

Участок № 3
1. Горох Деликатес – погиб от холода 4 мая.
2. Бобы Золотая пирамида – погибла от холода 4 мая.
3. Репа Финляндская — посадили 28 апреля, урожай: 50 корней – 27 пудов.
4. Картофель местный – убрали 7 августа: 3 пуда.

Жаль, в отчете не названо количество саженцев, а то можно было бы сравнить результаты купчинских ребят с опытом современных огородников — ведь почти все упомянутые сорта широко распространены до сих пор. Это неудивительно, ведь школьная программа составлялась с учетом климата, почв и других особенностей нашей местности. Есть и другие любопытные моменты — например, совместное выращивание картофеля и бобов можно увидеть и в современных садоводствах: при соблюдении правил посадки от этого выигрывают оба растения.

Картофель и бобы. Современное фото.

Учитель, дети, сбор урожая — воображение рисует теплую, пасторальную картину. Но в 1916-м году шла Первая мировая война, отцы многих ребят были на фронте, а матери, оторвавшись от семьи, брались за мужскую работу. В докладных учитель Киселев сетует, что многие дети пропускают занятия, не усваивают школьную программу. А следующий 1917 год стал переломным для всей страны.

Купчинская земская школа продолжила работу и стала Купчинской единой трудовой школой первой ступени. Огород тоже пережил революцию, и наверное, был не лишним в голодные дни обороны Петрограда. Возможно поэтому поэтому в «незабываемом девятнадцатом», когда белогвардейцы рвались к революционному городу, купчинских крестьян так беспокоило состояние школьного забора.

В Отдел Народного Хозяйства.
Школьный Совет Купчинской школы вторично обратился с ходатайством об ассигновании средств на починку забора вокруг школьной усадьбы. Признавая настоятельно необходимым удовлетворить это ходатайство в видах сохранения имеющихся на школьной усадьбе посадок и для предохранения школьного огорода Коллегия по Народному Образованию постановила просить Отдел Народного Хозяйства оказать содействие к приобретению необходимых для починки забора материалов. Сообщая об этом Отдел Народного образования просит принять соответствующие меры и о последующем уведомить.
Председатель коллегии отдела Иванов.

В Купчинский сельский комитет бедноты.
Школьный Совет Купчинской школы вторично уже обратился с ходатайством на ассигнование средств на починку забора вокруг школьной усадьбы. Признавая необходимым удовлетворить в в возможной мере возбужденное ходатайство, Коллегия по Народному Образованию постановила просить Уездный Отдел Народного Хозяйства безотлагательно принять меры к приобретению необходимых материалов, а до тех пор приступить к исправлению наиболее разрушенных частей забора путем более редкой расстановки досок.
Сообщая об изложенном, Отдел Народного Образования просит Купчинский Комитет принять зависящие меры к тому, чтобы местное население своим трудом безвозмездно учителю и школе исправить указанным выше способом наиболее разрушенные части забора.
Председатель коллегии отдела Иванов.

Потом школьный огород был заброшен, а сад по-видимому одичал. «У школы дубы росли. Не было никакого сада. Просто растения были, деревья росли», — вспоминала о довоенных временах бывшая ученица купчинской школы Мария Владимировна Минеева. Сама же школа была закрыта в 1941 году и после войны уже не восстанавливалась — дети ездили учиться в город. Лишь окружавшие ее деревья простояли до застройки Купчино.

Школьный сад на схеме поселка в 1950-е годы, составленной со слов местных жителей.

Но сама традиция школьных огородов сохранилась, и в советские времена сельские ребята по-прежнему учились готовить почву к посадке, сажать растения и ухаживать за ними. Такие летние работы назывались «пятая трудовая четверть», а урожай появлялся осенью на школьном столе. Исчезли такие хозяйства в 1990-е годы из-за плохого финансирования школ, но сейчас они возрождаются — подростки работают в рамках летней трудовой занятости и получают зарплату.

История купчинского школьного огорода не выглядит значительной, это лишь маленькая иллюстрация к историческим событиям нашей страны. И еще — маленькая частичка прошлого нашей земли, деревни Купчино.

Ольга Ясененко.

Литература:

Шаляпин Д. В. Купчинская земская школа на рубеже веков.
Шаляпин Д. В. Купчинский победитель. Воспоминания Марии Владимировны Минеевой.
Платэ Р. З. Урожаи показательного купчинского огорода в далёком 1916 году.
Сушков С. Ф., Брулева М. В. Аграрное развитие в Санкт-Петербургской губернии в XIX веке.
Старостенко В. А. Промышленное огородничество в Санкт-Петербургской губернии во второй половине ХIХ века.
Пономарева Ю.Ю. Участие земских учреждений в развитии низшего сельскохозяйственного образования.
Алметева И. В, Иванов А. Г., Филонов А. А. Трудовое обучение в земской школе Марийского края во второй половине XIX- начале ХХ веков.
Штейнберг П. Н. Парники, паровые гряды и навозные теплицы.