«Одинокая на ветру». По дороге от войны к свету

…Над головой не было неба — была громадная, все разрастающаяся дыра. В этой дыре медленной глыбой с грохотом ворочалась пустота…

Сидя в зале, я словно вижу перед собой, как через дорогу идет мать с убитым ребенком на руках. Как она движется, в пустоте, такой тяжелой, непробиваемой и страшной, что даже колонна фашистских мотоциклистов пятится, освободив ей проход.

Сидя в зале, мне кажется, что я иду рядом с ней – с Анной, героиней рассказа Радия Погодина «Одинокая на ветру». Одинокой, страдающей и невыразимо сильной – такой, какой она предстает в одноименном спектакле театра «Задверье», в образе актрисы Кристины Даниловой. Я смеюсь и кричу, сливаюсь с ее изломанным телом и рвущим душу голосом, ее глазами вижу остальных людей – женщин, старух, священника.

12 (Large)

Печать войны лежит на всех. Кроткий священник заикается как после контузии, деревенские бабы сухи и сгорблены, словно белые сосновые коряги. Это – та война, о которой не хотят вспоминать старики, от которой мы бессознательно отгораживаемся словами о героизме и победах. Война, изломавшая судьбы и души людей, заставившая самых чутких до конца дней скитаться на леденящем холоде между жизнью и смертью, между Землей и Богом.

14 (Large)

И Анна мечется – поначалу пытаясь наладить утраченную жизнь, а потом – обретая себя уже в ином, посмертном мире. Я вижу, что люди в зале не скрывают слез. Ведь у каждого из нас своя боль, и через нее мы переживаем горе Анны. И у всех из нас – свой путь к свету. Поэтому каждый поступок героини, каждая ее мысль заставляет нас замирать от напряжения, затаивать дыхание, ощущая сухой ком в горле. А Анна не может найти покоя, потому что там, на ветру, его нет.

16 (Large)

— Ищи его у Господа, — поется в мудрой русской песне. И Анна идет к нему, цепляясь за осколки развороченного войной мира. Идет, чтобы обрести свет и невиданную силу, способную преобразить души окружающих людей.

В этом спектакле нет подделок. И Бог в нем — не строгий повелитель, требующий терпения и ритуалов, Анна не любит и не признает такого. Бог Анны – велик, прекрасен, и непознаваем. Он живет не в скорбных молитвах, а в полевых цветах и ярких, полных любви к людям картинах скромного священника. И когда картины заполняют храм – происходит чудо.

15 (Large)

Спектакль «Задверья» намного богаче своего литературного источника. Многое в его сюжет было вплетено постановщиком, Анастасией Вернер. Мы видим погибших, превращенных в березы, слышим неуютный лязг пустых ведер, и ликующее безмолвие раскачивающихся колоколов. И даже мелькнувшие на миг персонажи – мужья Анны, старуха Дорофеева, студентка Алина — благодаря таланту актеров, обретают в спектакле законченный образ, яркий и запоминающийся.

17 (Large)

И все вместе они, словно отточенные грани, наполняют историю одинокой женщины , хранящей верность маленькому сынишке-ангелу, множеством смыслов и ассоциаций, вознося ее до размышлений о судьбе всего нашего народа.

11 (Large)

История Анны прилетела из далекого послевоенного времени, когда пережитая трагедия стала мощным импульсом для всей нашей культуры, подарив нам прекрасные книги, картины, кинофильмы, песни… И вместе с тем, спектакль предельно современен, потому что сейчас мы стоим на пороге утраты этой силы — на наших глазах духовный опыт, полученный страшной ценой, становится подзабытой историей, чуждой и малопонятной новым поколениям.

3 (Large)

Поэтому очень важно, чтобы зрителями «Одинокой на ветру» стали в первую очередь подростки, ровесники актеров. Хочется увидеть этот спектакль в хорошем зале, где смогут разместиться все желающие. К сожалению, такой возможности у «Задверья» пока нет – зал ПМЦ «Факел», к которому относится театр, слишком мал, и билеты на все постановки разлетаются мгновенно.

Но этот спектакль стоит того, чтобы его увидеть. В него заложено очень многое, и каждый человек, следя за сюжетом, непременно найдет в нем что-то особенное, близкое и понятное ему одному. Удивительно, но маленькому театру удалось сделать то, с чем не смогли справиться многие современные режиссеры, взявшиеся за военную тему – затронуть души зрителей, заставить их сострадать, радоваться и мыслить.

10 (Large)

Ольга Ясененко.

Фотографии предоставлены художественным руководителем театра Александрой Алешиной

Другие очерки о спектаклях театра «Задверье»

Старинная баллада о королях наших дней
Не-бродвейский мир купчинских кошек
О светлых людях и зеленых бананах
Демон» из театра «Задверье