«Дорога в рай» или как говорить с детьми о насилии и смерти
Звуки взрыва и выстрелы, раздавшиеся 17 октября в керченском колледже, оглушили нашу страну и недобрым эхом разнеслись за ее пределы. Перед глазами стоят совсем молодые люди — погибшие, искалеченные, столкнувшиеся с душевной травмой, следы которой не изгладятся всю жизнь. И вот психологи, журналисты, священники и блогеры ищут слова, чтобы объяснить поступок убийцы, словно пытаясь найти противоядие от подобных кошмаров или хотя бы понять — есть ли оно вообще?
За день до трагедии, вечером 16 октября, немногочисленные зрители, затаив дыхание, следили за пронзительной игрой юных актеров театра «Задверье». В большом зале ПМК «Факел» шла премьера мини-спектакля «Дорога в рай».
— Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса… — исповедуется Смерть Кузнецу, который, замирая от страха и отвращения, точит ее косу. Кузнец тоже мертв – он недавно был казнен за то, что протестовал — против чего? Он уже не помнит….
В роли страшной старухи Смерти – Алиса Нилова, девочка с нежным лицом и красивыми светлыми локонами. Наверное, поэтому ее слова звучат в высшей степени правдиво:
— Ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало! Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра, а потом обвинили во всем!
Мини-спектакль, который длится всего 15 минут, был поставлен по короткой притче ставропольского писателя Евгения ЧеширКо, однако сюжет «Задверья» намного сложнее оригинала, он дополнен множеством иных образов и, словно живыми рамками, обрамлен силуэтами людских судеб, стремлений и страданий. Все актеры – и главные, и те, что на заднем плане, играют свои особенные роли, и следить за столь сконцентрированным миром, улавливая все его нюансы, очень непросто. Каждая сцена порождает желание понять ее до конца, пережить снова.
— Образы трех главных героев олицетворяют вечную борьбу человека с самим собой: грех-паук, проводник — то самое абстрактное «не я», которым мы оправдываем свои поступки, и свидетель, кузнец — свободная душа, который был «против чего-то» и из-за этого погиб страшной смертью. Но даже после смерти он «против», не позволяя окутать себя красной паутиной греха. В толпе обезумевших от горя людей, решивших полонить смерть, можно встретить и мать, потерявшую на страшной войне своих сыновей, и других людей так или иначе столкнувшихся со смертью и не нашедших в себе силы жить, — поясняет режиссер-постановщик спектакля Анастасия Вернер.
Игра молодых артистов поражает сочетанием естественности и филигранности. Отточенные интонации и экспрессивная пластика глубоко осмысленны, как будто пережиты. Из памяти совершенно исчезает, что совсем недавно эти же ребята задорно отплясывали в легких и веселых спектаклях про Емелю-дурака и Тома Сойера – сейчас перед глазами лишь изможденные, сухие деревья, натянутые алые ленты, зловещая петля, искаженные лица. «Я в шоке!», — шепчет сидящий рядом со мной мужчина. Меня же терзает мысль — нужно ли детям так глубоко погружаться во взрослый мир, где так много боли, насилия, несправедливости…
Ответом прозвучали события, случившиеся следующим утром, они же стали поводом встречи и серьезного разговора с родителями ребят. Собравшись в маленьком, темном зале театра, мы долго обсуждали этот болезненный и, увы, злободневный вопрос.
— К сожалению, дети остаются один на один с этим миром. Дети в принципе жестоки, а сейчас, когда на них льется поток жестокости и зверств, они остаются беззащитными. Кому-то удается выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, а у большинства это получается хуже, потому что если возникает доминанта и в классе и в обществе – она жестока и подавляет любое инакомыслие. Ребенок уходит в себя, в интернет, и если у него нет поддержки со стороны родителей, то в крайнем случае это превращается в трагедию в Керчи, – размышляет Наталья, мама Кати Михеевой, сыгравшей в спектакле роль гадкого паучка, «греха».
Театр «Задверье» стал для своих воспитанников противоядием от зла. В его стенах они учатся общаться, работать в большом коллективе, отстаивать свою точку зрения. Необходимость посвящать огромные силы занятиям и репетициям выработала у ребят организованность, привычку быстро делать уроки и домашние дела. Но самое главное — они стали добрее.
— Мы наблюдаем, как из детей уходит агрессия, уходят комплексы, включается голова, ребенок начинает развиваться. То, что мы видим в спектаклях – это внешняя сторона, которую видно зрителю. А есть внутренняя сторона, она еще больше внешней, — добавляет Надежда Орлова, оба сына которой, Емеля и Миша, занимаются в театре. — Любой ребенок должен иметь возможность выплеснуть агрессию. Это можно сделать в спорте, но не все могут им заниматься. Лицедейство же позволяет выплеснуть избыток негативной энергии безопасно для окружающих .
Что интересно, обращение к сложным и трагичным образам дается ребятам из театра очень легко, они четко разделяют, где театральная постановка, а где реальная жизнь и умеют вовремя перестраиваться.
— Они прекрасно понимают и глубоко чувствуют. У них слезы не наигранные, а самые настоящие. Но за счет гибкости психических процессов они очень быстро из этого выходят, и все откладывается в другом качестве. И еще мы много говорим с ребятами о том, для чего все это делается, и когда они выходят к зрителям, они очень четко это осознают. Это не становится болезненным состоянием, потому что они четко знают, что я хочу сказать, в чем я хочу сделать мир лучше. Они знают конечную цель, и работаю по-честному, — добавляет руководитель театра заслуженная артистка РФ Александра Алешина.
— Я поражаюсь смелости Анастасии, когда она говорит «А давайте поговорим про смерть с детьми!». Но это очень мудро – они об этом друг с другом говорят, в играх по пять раз умирают, они это воспринимают по-другому. А здесь даются очень правильные ответы, очень христианские по духу, — продолжает Надежда Орлова. - А Александра прямо говорит нам — я не готовлю из ваших детей актеров, мы помогаем им встроиться в жизнь, чтобы им было легче жить.
Это действительно так — театр «Задверье» не ставит цель дать актерское образование, да и многие ребята уже выбрали себе иные профессии – железнодорожник, горный инженер, продюсер. Однако занятия здесь столь серьезны, что полностью меняют уклад в их семьях. Однако родители ни о чем не жалеют, с гордостью рассказывая о поездках на заграничные фестивали, которые дают ребятам ощущение востребованности, мотивацию двигаться дальше. А опыт неформального знакомства с другими народами, их культурой и обычаями, оказывается для подростков просто бесценным.
Родители отметили еще одну важную деталь — серьезные постановки, такие, как «Демон», «Короли Гумилева» и «Одинокая на ветру» в репертуаре театра соседствуют с легкими, веселыми мюзиклами, забавными сказками и даже смешными капустниками, дающими ребятам возможность пошалить, а порой и похулиганить на сцене.
Один из них состоялся сразу же после премьеры «Дороги в рай», поводом стало посвящение молодых воспитанников театра в настоящие актеры. Веселое представление о нюансах актерской жизни, которое ребята сами придумали и поставили без помощи педагогов, оттенило трагизм спектакля и сделало этот вечер по-настоящему праздничным.
— Мы удивлены. Это – хорошее, доброе удивление в нашем мире. Театр помогает таким взрослым людям, как мы, уметь видеть театр. Это как читать. Как складывать слова – и потом видеть целую картину. Я вижу через глаза своего ребенка огромное объединяющее начало – вот они, зерна. Зерна чистого, светлого, что надо сохранить и преумножить. Я удивлен такой светлой звездочке, как театр «Задверье», — говорит отец Кати, Александр Михеев, и ему согласно кивают все собравшиеся.
Однако слушая эти добрые слова, постоянно приходит на ум вопрос – можно ли передать подобный опыт другим детским коллективам и как быть тем, чьи родители не могут себе позволить или просто не хотят посвящать свое свободное время увлечению ребенка?
К сожалению, это оказалось серьезной проблемой. Ребята, родители которых не проявляют интереса к театру, быстро уходят, а четкой методики адаптации детей к современному миру через игру в театре пока не существует – есть лишь положительный опыт разных педагогов и коллективов. Тем не менее во многих странах понимают важность творческого воспитания ребят, и в детские театры вкладываются огромные средства. У нас же отношение к ним пока не слишком серьезное, скорее снисходительное.
— Мы пытаемся донести до людей, до других коллективов, что с детьми надо работать. С ними нельзя заниматься любительством и халтурой. Но мы чувствуем, что это — сизифов труд, у нас нет сил сдвинуть эту машину. Мы пытались донести до районной администрации, что надо строить театр, надо давать спектакли для школьников. Когда мы играли в зале администрации Тома Сойера, одна учительница за двадцать минут до окончания спектакля приказала ребятам собираться и уходить. Дети просили ее досмотреть, но она сказал, что куртки уже взяли из гардероба, и заставила их выйти из зала. Это было ужасно! – делится Александра Алешина.
По мнению родителей, «Задверье» уникально, незаурядные личные качества его преподавателей невозможно растиражировать, и ребятам, живущим в неблагополучных кварталах восточной окраины Купчино, судьба подарила счастливый билет. Однако любой бриллиант нуждается в достойной оправе, а выделять дополнительные средства на яркие коллективы районным чиновникам, даже при искреннем желании помочь, очень непросто. В деятельности подростковых клубов почему-то упор делается на массовость, а не на высокий уровень, но ведь нельзя забывать, что речь идет о нравственном воспитании ребят, о формировании их личностей, о том, что они смогут передать другим!
— Наш новый спектакль поднимает проблемы ответственности человека перед самим собой за свои поступки и ответственности человечества за все, что происходило и происходит в нашем мире — войны, насилие, экологические катастрофы. И вместе с тем он дает ответ на вопрос, почему же люди так боятся смерти? И сможет ли человечество сделать так, чтобы Смерть встречала души людей с букетом цветов, а не с косой? — возвращается к теме премьеры Анастасия Вернер.
Хотя в спектакле «Задверья» коса нужна Смерти совсем для другого. Дорога в рай… она уже давно заросла травой.
Ольга Ясененко.
Предыдущие очерки о спектаклях театра:
В гостях у Емели — путешествие в веселую и мудрую сказку театра «Задверье».
«Одинокая на ветру» — по дороге от войны к свету.
Старинная баллада о королях наших дней.
Не-бродвейский мир купчинских кошек.
О светлых людях и зеленых бананах.
Демон» из театра «Задверье.