Цимбалинский мост между жителями и РЖД

На Цимбалинском путепроводе столкнулись интересы могущественной железнодорожной компании и жителей удаленного уголка Купчино. Сложные вопросы, связанные со сносом старинного моста и строительством скоростной железнодорожной магистрали, обсуждались 14 сентября на совещании в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры — уже втором по счету.

Совещание было инициировано депутатом Оксаной Дмитриевой после разговора с жителями Фарфоровского поста и дальних домов улицы Белы Куна. По просьбе Дмитриевой КРТИ пригласил на встречу большой круг специалистов из разных ведомств. Администрацию Фрунзенского района представляла Елена Сальман а мнение жителей — активисты нескольких жилых домов и глава МО-72 Павел Швец. Вел совещание глава КРТИ Андрей Левакин, а отвечать на большинство вопросов пришлось представителю проектирующей компании «Ленгипротранс».

Почему нельзя отодвинуть путепровод к северу, подальше от жилых домов?

«Были рассмотрены разные варианты расположения путепровода и его элементов, и выбрана трасса, спрямляющая улицы Белы Куна и Цимбалина. Во время строительства первой очереди путепровода движение по Цимбалинскому мосту будет сохранено. А потом пролетное строение нового моста будет использовано для демонтажа старого путепровода — это сократит до минимума перерывы в работе путей сортировочной станции. А если мы начнем сдвигать мост, придется закрыть путепровод, и будут сложности с проездом из района в район. И если разбирать старый путепровод до строительства нового, срок разборки займет очень много времени, так как внизу – железнодорожные пути, заборы. Было выбрано очень технически сложное решение, но жителей это не беспокоит, им главное — подальше отодвинуть», — объяснил проектировщик.

А как же наша зеленая зона?

«Сейчас она порядка 16 метров, а остается 10-11 метров. Но этот газон – элемент дороги, если мы уберем отсюда зелень, будет размываться склон. Это наше техническое сооружение, и мы его сохраняем. Но мы можем поставить подпорную стенку и сделать там парковочную зону. Решите сами, что вам нужнее, и обсудим это на общественных слушаниях».

Придомовой проезд станет транспортной развязкой.

Эту больную тему обсуждали почти час. По проекту, ширина проезда у домов 25 и 27 по улице Белы Куна должна увеличиться до 11 метров — две полосы движения по 3 метра плюс две парковочные полосы по краям. Но жители девятиэтажек попросили оставить ширину проезда прежней. Пока строится путепровод, они готовы временно убрать парковки и сделать двусторонний проезд для жителей Фарфоровского поста, а когда построят прокол под путепроводом, вернуть парковки и одностороннее движение. Люди справедливо опасались, что при двустороннем движении вырастет транзитный трафик вокруг их домов — и в КРТИ с этим не спорили.

Но у чиновников было свое мнение: «Проезд должен стать полноценной двухполосной развязкой, ведь мы строим объект капитального строительства сроком на 70 лет. Но если вы в рамках общественных обсуждений примите решение убрать парковки, мы их уберем и оставим только двухстороннее движение». Жителям домов по Белы Куна намекнули, что прокол под путепроводом им совсем не нужен, и посоветовали, пока его нет, наслаждаться тишиной. «Этот проезд в кадастре дома, они вообще могут преградить его», — заметила Елена Сальман.

А второй путепровод даже не начали проектировать!

Неожиданно выяснилось, что Цимбалинский путепровод строится по двум независимым проектам. «Сегодня основная задача – это РЖД. Они делают за свой счет проект и дают деньги только для того, чтобы разобрать путепровод. А для этого им нужно построить новый путепровод. Три года будем строить, потом привыкать, и до второго этапа строительства мы доживем лет через 5-7», — огорошил всех Андрей Левакин. За это время он посоветовал жителям определиться, нужен им прокол под путепроводом, или нет.

«Если не будет прокола, то будут большие проблемы для жителей. Утром не выехать и не подъехать к дому! У нас две школы, родители возят детей. Сейчас нет выезда через Цимбалинский мост, это очень тяжело! Вы говорите о перспективе второго этапа – не сделаете вы этого! Вы считаете, что доехать до разворота на Седова – не проблема. А вы видели эти пробки?» — не удержалась посланница дома № 38 по Софийской улице.

«Тогда давайте обсуждать второй этап. Я попрошу правительство Санкт-Петербурга, чтобы выделили деньги на проектные работы, и запустим их во время строительства. А если вам нужен прокол – мы внесем его в проект, место под него зарезервировано между двумя опорами», — пошел на попятную Андрей Левакин.

Лестниц на мост не будет из-за заботы об инвалидах.

Неприятная новость для жителей Фарфоровского поста - подняться на путепровод можно будет только у перекрестка с Софийской улицей. «Неужели так сложно пристроить к мосту пару лестниц?» — возмутился Павел Швец. «Сделай вам лестницу, вы потребуете лифт», — парировал Андрей Левакин. Как оказалось, современные нормативы не разрешают строить лестницы без лифта для маломобильных граждан. Зато градостроительные нормы позволяют возводить путепроводы без дополнительных лестниц.

Кто будет сносить руины киноархива?

Еще одна неожиданность — в зону строительства путепровода попали лишь маленький флигель и пристройка к дому № 28 по улице Белы Куна. А главное здание бывшего военного киноархива оказалось за ее пределами.
Проектировщик: Демонтаж пристройки не повредит несущим конструкциям здания, и его снос не предусмотрен.
Елена Сальман: Но они же аварийные и подлежат сносу!
Павел Швец: Здание давно расселенное, это криминальная зона.
Жители: А наши дети там бегают!
КРТИ: Это же не ваша собственность, что вы о нем беспокоитесь? Решайте вопрос с теми, кому оно принадлежит. Мы не должны, реализуя проект, сносить все дома, которые плохо стоят.
Елена Сальман: КИО дал нам ответ, что здание попадает под реконструкцию путепровода, и они ничего делать не будут. Поэтому мы задали публично вопрос.
КИО: Вопрос требует проработки компетентными органами.

А аварийные дома № 2 и № 4?

«По 2-му и 4-му домам мы еще не на стадии разработки спецразделов. Когда они будут разработаны, мы посмотрим, что надо сделать. Все мы заложники Госэкспертизы. Если шумозащитные экраны и остекление приведут к нормативным значениям в помещениях, они будут оставлены. Если недостаточно – они будут подлежать сносу. Но сейчас мы не готовы ответить на вопрос», — объяснил проектировщик.

Железнодорожный фасад Петербурга.

Опубликованная на днях схема петербургского участка высокоскоростной железнодорожной магистрали подтвердила опасения горожан — новая дорога пройдет западнее пассажирской железнодорожной линии, снося все на своем пути.

«Новая трасса максимально приближается к существующей полосе отвода, это связано с имущественными вопросами, чтобы минимизировать занятие дополнительных земельных участков. На отрезке от Невского до Цимбалинского путепроводов пройдет реконструкция остановочного пункта Фарфоровская. Мы расширяем междупутье, и новые пути пойдут по внешней стороне. Это потребует установки шумозащитных экранов, защищающих другие постройки. А здание вокзала и дома №№ 34, 40, 44, 48 и 54 по Фарфоровскому посту попадают под демонтаж. Изначально вся эта инфраструктура была железнодорожной, и эти дома строились для сотрудников железной дороги. Но по сегодняшним СНИПам, расстояние от дороги до них не нормативное, и они подлежат расселению. Объект федеральный, срок реализации — 2024 год», — объяснил представитель РЖД,

«Жители заинтересованы, чтобы эти дома были расселены. Дом № 34 не обеспечен современными условиями, нет горячей воды, нет газа, он не представляет культурной ценности и его можно снести. А другие дома по Фарфоровскому посту – исторические здания, они имеют все основания стать объектами культурного наследия. Терять их жалко. Можно ли создать проект, чтобы они были перенесены в другое место для создания железнодорожного фасада? Люди будут въезжать в Петербург, и первое симпатичное, что они увидят – Фарфоровский пост», — предложила Оксана Дмитриева.

«Там довольно интересный квартал, насчет него подавалось заявление в КГИОП. Но КГИОП говорил – мы можем взять из этого комплекса два здания под охрану, потому что на все остальное у РЖД нарисован проект. Можно ли рассмотреть варианты полного или частичного сохранения зданий после их расселения? Есть ли технические решения, позволяющие вписать сохранение этих построек в ваши планы по строительству дороги? Мы готовы помочь с разработками со стороны наших специалистов. До 2024-ого года у нас есть еще немножко времени. В нашей стране перевозили огромные здания, даже не выселяя жителей», — поддержал Дмитриеву заместитель председателя петербургского ВООПиК Александр Кононов.

«Мы обозначили этот вопрос, считаем его очень важным и будем обсуждать», — обещал Андрей Левакин.

А как же капремонт?

«В этих домах в следующем году запланирован капитальный ремонт от регионального оператора. В фонде Капремонта мне сказали – добудьте нам бумагу, и мы отменим. Напишите нам, что дома попадают в границы проектирования, напишите сроки. Зачем нам тратить деньги, если мы на них можем отремонтировать другие дома?» — попросила Елена Сальман, и ей обещали помочь.

У нас и так скрипит, что спать невозможно!

Жителям расселяемых домов пообещали подыскать равноценное жилье, а для остальных будут установлены шумозащитные экраны. Одна линия пройдет вдоль новой железнодорожной магистрали от улицы Белы Куна до проспекта Славы. А другая будет оборудована вдоль нового путепровода напротив домов 25 и 27 по улице Белы Куна. Жителям также пообещали, что если шум и выхлопы будут превышать норму, в домах установят стеклопакеты, а в стены вмонтируют вентиляционные клапаны, позволяющие фильтровать воздух во время проветривания.

Кто должен передвигать «кирпич»?

Мощным финальным аккордом этой встречи стал вопрос о злополучном дорожном знаке, что не позволяет машинам заезжать на Фарфоровский пост со стороны Купчино. Эта проблема поднималась уже много раз — и жители, и муниципалитет № 72 написали кучу обращений в самые разные инстанции. ГИБДД по просьбе районной администрации даже разработала разработала новую схему движения — но знак и ныне там.

Жители: Продлите двустороннее движение до проезда к Фарфоровскому посту! Два года мы пишем обращения, пятнадцать писем написали – оперативности ноль. Дорогу вдоль домов разбили в хлам!
Елена Сальман: В 2019 году РЖД при ремонте путепровода сделали новую схему регулирования, никому на баланс ее не передали, и сейчас эти знаки находятся в зоне ее ответственности. А они говорят, это уже не наш вопрос, обращайтесь в КРТИ!
Представитель РЖД: Отправьте консолидированный запрос в Дирекцию транспортного строительства, конкретно по участку подхода к путепроводу. Он находится на их балансе.
Андрей Левакин: Странная история. В 2019 году ГАТИ выдала ордер на установку знаков. Спросите у них, кому он выдавался?
Елена Сальман: ГАТИ направили в РЖД, в отдел Дирекции по капстроительству.
Павел Швец: Кто менял схему, тот и должен назад возвратить!

Под конец РЖД было поручено организовать выездное совещание, пригласить на него ГАТИ, ГИБДД, КРТИ, КТ, позвать жителей и наконец-то решить проблему с несчастным двусторонним проездом. «Там надо поменять около 15 знаков, нарисовать разметку и демонтировать ограничивающие боны», — уточнил масштаб работ представитель Комитета по транспорту.

Эпилог.

Совещание длилось почти два часа, многие проблемы требовали серьезной проработки, и Андрей Левакин пообещал жителям организовать в начале октября еще одну встречу. За это время чиновники должны обдумать их предложения и посоветоваться с компетентными специалистами, а жители — выработать единую позицию. Но самые важные вопросы строительства так и остались не озвученными:

Почему проект путепровода и магистрали реализуется исключительно в интересах РЖД, а людям предлагают чуть облегчить негативные последствия?
Почему Цимбалинский мост нельзя разбирать по той же технологии, но со стороны промзоны, выкупив земельные участки? Ведь там дома стоят гораздо дальше от дороги!
Почему вместо реорганизации внутреннего пространства Сортировочной станции сносится все, что стоит на пути магистрали, включая дореволюционные дома?
Почему никого не волнует сохранение старинных ферм Цимбалинского путепровода, а КГИОП охраняет объекты исходя из интересов бизнеса, а не культурной ценности?
И как получается, что ворочающая миллиардами РЖД жалеет денег даже на то, чтобы сдвинуть дорожный знак?

Ольга Ясененко.