Мемориальный комплекс "Участок оборонительного рубежа «Ижора» и храм Святого Великомученика Дмитрия Солунского: можно ли избежать противостояния?

Прямо напротив строящейся церкви св. вмч. Дмитрия Солунского планируется возведение еще одного храма — для него выбрали место на участке военных укреплений, чудом сохранившихся со времен блокады Ленинграда. Защитники оборонительного рубежа «Ижора» встретились с духовенством храма и попытались узнать, кому это нужно?

Маленький временный храм на улице Димитрова уже несколько лет мирно соседствует с народным музеем "ДОТ рубежа «Ижора». Строительство большого храмового комплекса с центром духовного воспитания здесь то начинается, то затухает — как объяснил настоятель отец Даниил, у прихожан слишком мало средств, а другого финансирования нет.

Временный храм Св. ВМч. Дмитрия Солунского у ЖК «Серебряные ключи».

Мемориальный комплекс "Участок оборонительного рубежа «Ижора» тоже создается намного медленнее, чем хотелось бы. Но здесь дело не только в финансах — исторические объекты требуют серьезного исследования, иначе сделанный наспех интерактивный комплекс окажется профанацией.

Сооружения антенного поля. Результаты исследований 2019 года.

Противотанковые заграждения перед огневыми точками на немецкой аэросъемке. Купчино. Сентябрь 1942 года.

Новость о строительстве церкви на территории военных укреплениях прозвучала как гром среди ясного неба. Удивляло и то, что инициатором выступила не церковная община, а некий Сергеев с Канонерского острова, частное лицо, о котором ничего не известно. Коллектив музея "ДОТ рубежа «Ижора» решил выяснить, кому же нужен этот храм, и неожиданно с ним связался отец Даниил, настоятель церкви св. вмч. Дмитрия Солунского. Священник предложил встретиться.

Депутат МО № 72 Павел Швец во время встречи в храме.

Встреча состоялась субботу 6 февраля. В маленькую церковь за ЖК «Серебряные ключи» пришли глава МО № 72 Павел Швец, краевед Денис Шаляпин и журналист Ольга Ясененко, а встретили их настоятель отец Даниил и священник отец Александр. Однако вести разговор почему-то пришлось не с интеллигентным духовенством, а с г-ном Сергеем Поповым — прихожанином и генеральным директором строительной фирмы «Land Lord», представлявшим проект храмового комплекса Св. Вмч. Дмитрия Солунского на публичных слушаниях в марте 2017 года.

Информационный щит строящегося храма у ЖК «Серебряные ключи».

Работы на участке у ЖК «Серебряные ключи» еще не начались.

Сергей Попов — глава шести коммерческих фирм. Как генеральный директор ООО «Дворец самбо» участвовал в публичных лушаниях по строительству Дома быта у «Международной», выступая в защиту проекта, лоббируемого главой района Константином Серовым. Как глава юридической компании «Land Lord» Попов был связан с еще одним крупным районным проектом — строительством хоккейной академии имени Харламова.

Март 2017 года. Сергей Попов на слушаниях по проекту храма Св. ВМч. Дмитрия Солунского.

На этот раз Сергей Попов назвался обычным прихожанином и всячески отрицал свое отношение к проекту церкви. При этом не особо скрывал свою профессиональную деятельность и сразу же предъявил всем только что разработанный проект планировки земельного участка на антенном поле.

Сергей Попов говорил очень долго, эмоционально. Знакомство с гостями начал с выяснения их веры, причем особому допросу подверглась журналист «Фонтанки», не посчитавшая нужным отвечать на столь личный вопрос. Потом Попов попытался прочитать лекцию о роли церкви в годы войны, на что ему деликатно объяснили, что это всем известно. А под конец активный прихожанин заявил, что «вы пересекли градостроительную черту и подняли вопрос о совместимости комплекса, посвященного войне, и религии».

Участок для храма на территории антенного поля.

Речь шла о социальном опросе «Новостей Купчино», где нужно было выбрать один из двух пунктов — церковь и мемориал. Только за пару дней против уничтожения военного памятника высказалось более трех тысяч человек, а за церковь проголосовало чуть больше сотни, причем одним из них оказался депутат Госдумы Михаил Романов.

Павел Швец попытался объяснить, священникам, что проблема не в церкви, а в любом строительстве на этом участке: «Мы занимаемся территорией рубежа „Ижора“ восемь лет, но с нами никто не посоветовался. КГА опубликовал опрос об использовании конкретного земельного участка. И за шесть дней мы должны были сформулировать позицию нашей команды. Я должен был до 8 февраля показать, что тысячи людей нас поддерживают. Мы не ставим вопрос – не стройте церкви, но ведь есть же другие участки, которые могут подойти для нее!»

"Наш храм не является заявителем этого проекта. Но мы конечно считаем, что там нужен храм. Здесь (у ЖК "Серебряные ключи — прим. ред.) закладываются большие флигеля просветительского центра, и еще будет гектар земли парка, чтобы жители могли здесь гулять, здесь не будет заборов. Просветительский центр будет для всех, не только для православных. Здесь планируется строительство маленького храма, чуть больше этого, временного. Мы с радостью возьмем этот участок, потому что здесь история и I мировой, и II мировой войны. В русской культуре ставят храмы на тех местах, где были бои, где гибли люди", — ответил отец Даниил. Впрочем, было бы странно, если бы священник высказался против строительства храма, ибо «царство, которое разделится само в себе не может устоять».

Проект храма Св. Вмч. Дмитрия Солунского у ЖК «Серебряные ключи».

Но, как написано в той же книге, дом который разделится в себе, тоже не устоит. Ольга Ясененко объяснила священникам, что мемориал "Участок оборонительного рубежа «Ижора» — это единый взаимосвязанный комплекс из траншей, землянок и огневых позиций который должен включить в себя все восстановленные элементы фортификации. Однако некоторые из них оказались на отчуждаемом участке или в опасной близости к нему.

Засыпанная снегом позиция зенитного пулемета прикрывала ДЗОТ, стоящий на краю антенного поля.

Позиция зенитного пулемета на военном снимке.

И конечно же мемориальные объекты не должны вплотную прилегать к стройке или упираться в забор, как это случилось с артиллерийским ЖБОТом в парке Героев-Пожарных.

Артиллерийский ЖБОТ на краю парка Героев-Пожарных

Павел Швец добавил, что изучение территории антенного поля и связанных с ним военных документов еще продолжается, а ранние концепции мемориала, опубликованные в прошлые годы, уже устарели. Работу над проектом, учитывающим новые исторические данные, планировалось начать в 2021 году, на это город обещал выделить району десять миллионов рублей.

Иллюстрация к первому проекту мемориала.

Концепция, подготовленная на основе первых исследований антенного поля.

«У нас была идея – дот это доминанта, он должен быть виден с дороги. А что проектировщик нарисовал? Все закрыто парковкой, дорога какая-то идет, выезд прямо напротив дота, храм огорожен забором, территория поднята на несколько метров», — объяснил Павел Швец.

ДОТ и экспозиция противопехотных и противотанковых заграждений.

«Согласитесь, когда любой проезжающий по новой дороге школьник будет видеть рекламные материалы, красную звезду на вашем доте, плакаты, призывающие зайти, это будет более эффективно, чем дорога, которая идет в стороне. Здесь будут ходить люди!» — ответил ему Сергей Попов. "Но мы же строим военный мемориал, а не парк развлечений", — попытался объяснить ему Денис Шаляпин.

Разговор вышел долгим. Отец Даниил и отец Александр внимательно слушали аргументы сотрудников музея и с пониманием отнеслись к идее подобрать для храма другое, более достойное место. По их словам, он тоже не знали, кто претендует на этот земельный участок и сами жалели об уничтожении красивого леса.

Зимний лес между ДЗОТом и улицей Димитрова.

Павел Швец объяснил, что возможно, эту землю просто резервируют под какие-то другие цели. Такой прецедент в Купчино уже был — КГА отказывался включать в ЗНОП участок за ТК «Лента» на Загребском бульваре, из-за готовящегося строительства церкви, а в Санкт-Петербургской Митрополии о ней ничего не слышали.

Сложилось впечатление, что больше всего радеет за строительство новой церкви Сергей Попов. Прихожанин-проектировщик утверждал, что решение КГА изменить уже нельзя, ничего ценного на этом участке нет, а концепция мемориала должна быть предоставлена немедленно! Спорить с воинствующим конкистадором было очень непросто.

"Когда антенное поле разделили на два участка, мемориальную часть собирались присоединить к парку Героев-Пожарных. Однако это не было сделано – нам сказали, что сперва надо разработать проект планировки. Поэтому я считаю что пока никаких решений принимать нельзя. Вопрос надо отложить и сесть за стол переговоров, подумать о том, куда можно храм перенести", — резюмировал Павел Швец.

Рекреационная зона, которая должна была отойти к парку.

Наконец смог взять слово Денис Шаляпин: «Нас кто-то пытается противопоставить друг другу, и эта ситуация очень опасна. Вы хотите для людей мира, и мы хотим мира. Но людям нужно знать историю, знать, как побеждали наши предки, как они здесь жили и боролись с врагами. Мы должны совместно бороться за то, чтобы у людей были мир и память. Если бы здесь, на этом участке, была парковка, или торговый центр, мы бы тоже были против. И только случайность, или преднамеренный умысел людей, которые не желают мира между нами, привел к тому что мы сейчас дискутируем, нужна ли здесь церковь».

Отец Даниил, отец Александр, Денис Шаляпин.

Встреча закончилась на доброй ноте. Денис Шаляпин подарил приходу храма свою книгу «Купчино. История. События. Люди», а священники обещали повесить на дверях объявлении о готовящемся экскурсионном дне и посетить музей "ДОТ рубежа «Ижора» вместе со своими прихожанами.

Павел Швец и Денис Шаляпин показывают укрепления рубежа «Ижора» журналисту Ирине Корбат.

Хочется верить, что в будущем между музеем "ДОТ рубежа «Ижора» и храмом св. вмч. Дмитрия Солунского сложатся добрые отношения. Однако новая церковь не в коем случае не должна уничтожать блокадную фортификацию!

В этом году депутат Оксана Дмитриева по просьбе Павла Швеца снова подала поправку в Закон о зеленых насаждениях о включении парковой зоны антенного поля в ЗНОП, что автоматически запретило бы здесь любое строительство. Коллектив музея "ДОТ рубежа «Ижора», не дожидаясь финансирования, планирует начать работу над новой концепцией мемориала. В первую очередь необходимо подготовить наглядное обоснование значимости отчуждаемого участка. Но самое сложное — объяснять это придется не любознательным экскурсантам, а жадным бизнесменам и равнодушным чиновникам.

ЖБОТ, оказавшийся за пределами мемориального комплекса.

Ольга Ясененко.