Вопросы суду не задают, вопросы задают себе

20 июня в Городском суде рассматривались аппеляции на аресты задержанных 12 июня на Марсовом поле. В том числе суд рассмотрел жалобу на арест общественной активистки Ольги Поляковой, которой Фрунзенский районный суд присудил 12 суток административного ареста. Интересы Поляковой в суде представляли защитники Валентина Фролова и Ольга Карачева (жалобу на арест заявлял адвокат Сергей Голубок). Перед началом судебного заседания друзья передали задержанной кофе и конфеты. А книгу — не удалось, не позволили приставы. «Передайте на Захарьевскую» — привычно сказала Полякова. На Захарьевской находится спецприёмник для административно арестованных — у Ольги не было особых надежд выйти на свободу.

Судья Светлана Жигулина оказалась вежливой и приятной женщиной — она терпеливо объяснила Ольге Поляковой регламент суда — например, что нужно вставать, когда обращается судья. После этого судья Жигулина вежливо отклонила ходатайство адвокатов о вызове в суд сотрудников полиции в качестве свидетелей и приятно отклонила ходатайство об ознакомлении с видеозаписью, содержащейся в материалах дела, поскольку «нет необходимости для данного дела».

Далее судья минут пятнадцать зачитывала жалобу Сергея Голубка. В нем было сказано, что постановление Фрунзенского суда было незаконным и необоснованным, так же, как и административное задержание, которое было ничем иным, как произвольным лишением свободы и нарушением права на свободу и личную неприкосновенность. Ольге Поляковой не был предоставлен защитник и время на ознакомление с материалами дела. То, что митинг 12 июня не был согласован, не оправдывает задержание и арест Поляковой. Акция носила мирный характер и действия ее участников не были общественно опасными. Арест Ольги Поляковой несправедлив и жесток, уверен адвокат.

Дальше слово было дано Ольге Поляковой. «Петербург — это мой город. Моя работа позволяет людям чувствовать себя свободными и не бояться, ощущать ответственность за город. 12 июня свободные люди вышли на Марсово поле против коррупции. Мы не нарушили общественный порядлок — просто хотели высказать свой протест против корруации высших должностных лиц».
Как сказала Полякова, у нее есть вопросы к суду: «Почему участников мирного собрания, которое не создавало проблем, окружал и задерживал ОМОН?» и «Почему без всякого основания я провела в полиции и городских автобусах 48 часов?». «Вопросы суду не задают» — ответила на это судья. Ольга Полякова предложила в таком случае всем присутствующим задать эти вопросы самим себе.

«Нам пытаются показать, что этот город нам не принадлежит и прав у нас нет. Вам я эти вопросы не задам, поэтому мы зададим их самим себе. Я хочу чтобы мой город и моя страна были свободными. А вы?»

Минут сорок говорили защитники Ольги Поляковой о множественных нарушениях прав своей правозащитной. Например, протокол в отношении Поляковой был составлен только через 48 часов. Также адвокаты напомнили суду, что, согласно одному из постановлений Конституционного суда, адинистративный арест может применяться лишь в исключительных случаях. При этом государство должно предоставить доказательства необходимости такой исключительной меры, чего в случае Ольги Поляковой сделано не было. Ее права были нарушены, поэтому постановление суда подлежит отмене, а задержанная должна быть отпущена в зале суда.

Судья ни разу не подняла на адвокатов глаза и перебирала во время их речи материалы дела. Некоторым слушателям показалось, что это плохой знак. И мы не ошиблись: вердикт был оглашен после пятиминутного обдумывания — решение Фрунзенского суда оставиить в силе, жалобу отклонить. Ответом на вердикт Светланы Жигулиной стали возмущенные возгласы «Позор». Судья сказала присутствующим придерживаться норм поведения в суде, на что ей посоветовали тоже чего-нибудь придерживаться — например, закона. Справедливость не восторжествовала, Ольга Полякова вернулась в ИВС — «откинусь в субботу» — бодро пишет она в соцсети. Сегодня Городской суд рассмотрел 48 жалоб на решения судов по задержанным 12 июня. Ни одна из них не была удовлетворена.

Как высказался один из присутствующих в зале суда, этот процесс был не только над Поляковой, но и над всем Петербургом. Над свободным европейским городом, в котором люди не боятся высказываться, свободно мыслят, читают книги, ходят на выставки и в театры, говорят об искусстве, занимаются благотворительностью, организуют классные социально-полезные и образовательные проекты. Такие проекты регулярно придумывает и делает Оля Полякова. Но сейчас она этого делать не может, потому что теряет время в ИВС на Захарьевской, как до этого теряла его в отделе полиции №12, в автобусе у Фрунзенского суда, где ее судили тридцать секунд, не выслушав никаких доказательств. Хочется спросить — что за люди работают судьями во Фрунзенском и Городском судах? Этот правовой произвол — их личный выбор или указание сверху? Но в любом случае это никого не оправдывает. И напоследок вот какая мысль — в России людей, которые читают книги, сажают те, кто их не читает.

Алла Игнатенко