Величие труда: сага о Кировском заводе

Кировский завод, бьющееся сердце города. Огромен его вклад в мощь и падение Российской империи, в индустрию Советского Союза, в Великую Победу. Музей славного предприятия находится в ДК имени Газа, и жители муниципалитета № 72 отправились туда на экскурсию.

Музей истории и техники Кировского завода — это история нашей страны, рассказанная от лица мартеновских печей, производственных корпусов, сборочных конвейеров. История о плеяде талантливейших инженеров и конструкторов, о сотнях тысяч искусных рабочих рук, создававших изящные садовые ограды и турбины атомных ледоколов. И начавшись во времена Екатерины Великой, она еще не закончена.

Слава Кировского завода неразрывно связана с именем Николая Ивановича Путилова — выдающегося предпринимателя-металлурга, яркой и легендарной личности. Еще в Крымскую войну построенная им «с нуля» флотилия паровых канонерок заставила англо-французский флот снять осаду Кронштадта. При его участии был создан Обуховский завод, решивший проблему импортозамещения английской стали и пушечных ядер. И когда холодной зимой 1864 года на железных дорогах страны стали лопаться закупленные в Европе рельсы, царь не задумываясь продал Путилову «в долг» заброшенное предприятие на Петергофском тракте. И уже спустя 18 дней страна получила первые морозостойкие рельсы рождающегося Путиловского завода.

Чтобы вдохнуть в производство жизнь, Путилов преобразовал завод в акционерное общество, и его совладельцами стали специалисты самых разных областей. С их помощью в ослабленной войнами России Путилову удалось создать мощный, многопрофильный концерн, строивший корабли, паровозы, вагоны, золотодобывающие драги, портовые краны, выпускавший дальнобойные и самые первые зенитные орудия.

Но все достижения завода Николай Путилов считал заслугой своих талантливых рабочих. Для них он устраивал праздники, открыл школу, училище, аптеку, библиотеку, магазин с качественными товарами. А сам жил на съемной квартире, без экипажа, мечтая о воплощении главного проекта своей жизни — строительстве Морского канала из Кронштадта в Санкт-Петербург. Тогда стоимость перевозок по этому отрезку моря была в два раза дороже, чем путь из Англии. Лобби перевозчиков чуть не зарубило этот проект, разорив Путилова и сведя его в могилу. Но прошли годы, и канал был построен.

А потом, несмотря на высокие зарплаты и военную бронь, на заводе Путилова расцвело революционное движение, вылившееся в январский расстрел 1905 года. Завод стал локомотивом Октябрьской революции, а имя «путиловец» вошло в историю, как образ идейного профессионала, рабочего-коммуниста. Экспозиция музея помогает ярко представить эту грандиозную смену цивилизаций. Идя по залу, мы видим, как макеты и фотографии дореволюционной продукции встречаются со скульптурами Михаила Калинина и Ивана Газа — путиловского рабочего и комиссара бронепоезда. А огромные алые штандарты воспевают мучительное рождение новой эпохи.

В следующем зале экскурсовод сразу же рассказала о первом советском заказе завода, взявшего имя «Краснопутиловец» — это были металлоконструкциях для Волховской ГЭС. Сергей Миронович Киров организовал для рабочих поездку в Америку и обучение на заводах Форда. Ее результатом стал созданный в 1932 году семиместный лимузин «Ленинградец» в 104 лошадиные силы с автоматической коробкой передач. «Обалдеть!» — переглянулись мужчины. И тогда же на заводе появились современные линии по производству мощных «целинных» тракторов и танков.

Самая первая ленинградская дивизия народного ополчения носила имя «Кировская», в ее рядах было много рабочих завода. Целый месяц она воевала под Лугой почти без зенитной поддержки. И всю блокаду Кировский завод работал в семи трамвайных остановках от передовой — делал корпуса снарядов, ремонтировал танки. У одного из стендов лица ребят вдруг стали серьезны — с музейных фотографий смотрели их сверстники, юные рабочие. А в далеком Свердловске эвакуированное производство отправляло на фронт колонны танков и самоходок — свой весомый вклад в Победу.

Экспозиции послевоенных достижений Кировского завода подобны триумфальному гимну великой стране. На макетах и фотографиях — турбины атомных кораблей и буровые установки, мощные трактора и «прыгающий танк» Т-80, горнопроходческий щит, арктический вездеход и до сих пор воюющие «Малки» с «Пионами». А рядом — фотографии заводских баз отдыха, детских лагерей, спортивных центров. Больница Кировского завода была оснащена не хуже правительственной, а сами рабочие получали бесплатное жилье, путевки. «Годы застоя мы называем нашим золотым веком», — уверенно говорит экскурсовод.

Последний зал музея посвящен современности. Завод жив — он не превратился в муравейник мелких арендаторов, не застроен жильем. Второй раз в своей истории он стал акционерным обществом, полностью отказавшись от военных заказов. И сейчас здесь делают разнообразную технику и небольшие трактора — целину они не осилят, зато могут ездить по любым дорогам. Средний возраст инженеров — 28 лет, а рабочую смену готовят техникум при академии имени Котина и колледж имени Путилова.

Какой будет дальнейшая судьба Кировского завода? Появится ли промышленный гений, что вопреки всему вдохнет мощь в его корпуса, заставив страну гордится новой продукцией? Сдвинет ли его коллектив маховик истории, станет ли надежной опорой страны? Музей помогает ощутить сопричастность к судьбе предприятия, желание внести в него свой вклад.

Наша группа оказалась самой первой муниципальной экскурсией за всю историю музея. И очень важно, что с нами были ребята, которым скоро выбирать профессию. Ведь здесь можно понять главное: величие труда — это основа развития страны и благосостояния ее людей.

Ольга Ясененко