Площадь Победы. 1975 год. Советская открытка.

Сергей Пастухов: памяти младшего брата

Этот рассказ — продолжение cтатьи «Василий и Сергей Пастуховы, братья из Рылеево», которая была опубликована 21 июня 2022 года. Большая ее часть посвящена старшему брату Василию, а о судьбе младшего Сергея тогда почти ничего не было известно. Но вскоре в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга было найдено личное дело Сергея Пастухова, многое рассказавшее о его жизни и о судьбе о его близких.

Родители братьев Пастуховых вышли из крестьян и, возможно, поэтому семья поселилась на окраине города, в селе Рылеево. Отец Федор Харитонович родился в 1880 году в Витебске, а переехав в Ленинград, работал на разных заводах. Мать, Акулина Родионовна родилась в 1882 в Полоцке. Сначала тоже была заводской работницей, а после рождения детей стала домохозяйкой. Оба они умерли незадолго до начала войны.

В семье Пастуховых росло трое детей. Старший сын Василий родился в 1905 году, а младший Сергей — в июле 1907 года. У братьев была младшая сестра, но в документах ее имя сокращено до инициалов — «Е. Ф.». О ней известно очень мало — только то, что она переживет войну, выйдет замуж за гвардии майора авиации И. П. Просекина и уедет с ним на Дальний Восток.

В детстве Вася с Сережей, конечно же, учились в школе и помогали родителям управляться с хозяйством. А в мае 1926 года, когда Сергею было восемнадцать лет, он устроился чернорабочим на Пролетарский завод. Но в уже сентябре года уволился, чтобы учиться дальше. В то время среднее образование было частично платным, и молодые люди старались найти работу, совмещенную с учебой. Вот и Сергей записался на чертежно-конструкторские курсы, одновременно работая чертежником в тресте «Водоканализация». А в октябре 1929 года Сергея призвали в армию и до августа 1931 года он служил в отдельном саперном батальоне Ленинграда санинструктором.

Обеденный перерыв на заводе. 1926 год.

В сентябре 1931 года Сергей Пастухов поступил в Ленинградский мелиоративно-строительный техникум на Моховой улице, закончив который стал специалистом по дренажным работам.  А в мае 1934-ого года, скорее всего по распределению, уехал в родной город своей матери Полоцк. С постоянной работой Сергею в Белоруссии не повезло: три месяца, с июля по октябрь 1934 года, он проработал техником в Управлении военно-строительных работ, а потом два месяца, до декабря 1934 года, заведовал базой конторы «Белплодовощ».

В 1934 году началась массовая вербовка рабочих и служащих на возведение ударной стройки — канала Москва-Волга. Это мощное гидротехническое сооружение должно было стать важной транспортной артерией и одновременно снабжать столицу питьевой водой. И тогда Сергей отправился в город Дмитров и устроился техником в управление строительства канала. Здесь он проработал до самого окончания строительства, и наверняка на его глазах произошло торжественное событие — 17 апреля 1937 года вся трасса канала имени Москвы (как он сейчас называется) была заполнена водой.

Канал Москва-Волга. Вид на Дмитровскую пристань с Рогачевского моста. 1937 год.

Летом 1937 года Сергей два месяца служил в зенитной артиллерии – скорее всего, это были военные сборы. А после них вернулся в Ленинград и устроился старшим техником и прорабом в институт «Гипроцемент», занимавшийся проектированием цементных заводов. Старший брат Василий Пастухов к этому времени уже стал инженером и работал в строительном тресте № 40 на Фонтанке.

А потом началась война. 4 сентября 1941 года Сергей и Василий получили повестки и вместе пришли в военкомат Московского района. Обоих записали во 2-й стрелковый полк 6-й стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения. Василий, закончивший командирские курсы, стал заместителем командира батареи 76-миллиметровых орудий. Сергей же был записан стрелком, но партийное дело уточняет, что он был назначен замполитом. И 16 сентября 1941 года еще не полностью сформированная дивизия вышла на тыловой рубеж обороны Ленинграда, проходивший через родину братьев — деревню Рылеево.

Позиции противотанковой обороны на территории нынешнего южного Купчино. Схема. Октябрь 1941 года.

Самых первых ленинградских ополченцев почти сразу же бросали в бой. Ценой своих жизней эти необученные бойцы сдержали врага и дали Ленинграду возможность подготовиться к обороне. А 6-я дивизия формировалась чуть позже, когда после прорыва врагами Лужского рубежа пришло понимание, что тылы нужно укреплять мощными глубоко эшелонированными оборонительными линиями. И ополченцы 6-й дивизии сразу же принялись возводить укрепления, впоследствии получившие имя рубеж «Ижора». Именно этот рубеж готовился встретить врага, если бы он прорвался к ближним окраинам Ленинграда.

Одновременно бойцы Шестой дивизии учились отрывать окопы и готовить орудия к бою, знакомились с устройством гранат и пулеметов, тренировались слаженно действовать в атаке и обороне. Но тактических занятий успели провести немного, всего несколько тренировок перед отправкой на передовую.

Вскоре Шестую дивизию народного ополчения переименовали в 189-ю стрелковую дивизию, а 2-й стрелковый полк, в котором служили братья Пастуховы, стал 880-м. И почти всю блокаду дивизия участвовала в обороне участка фронта от Пулковских высот до Витебской железной дороги. Это были долгие, кровопролитные бои за контроль над удобными позициями и важными опорными пунктами — ресурсов на мощный прорыв на этом направлении ни у наших войск, ни у противника не было. Линия фронта всю блокаду изменялась не сильно, но удерживать ее приходилось очень дорогой ценой.

Северный склон Пулковских высот. Фото Бориса Кудоярова.

В мае 1942 года Сергей Пастухов вступил Коммунистическую партию, а 6 августа 1943 года, после кровопролитных боев под Красным Бором, был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Спустя всего несколько дней, в августе 1943 года, Сергей был серьезно ранен. Его отправили в Ленинград и после медицинского обследования признали инвалидом войны. С воинского учета он был снят.

1943 год стал особенно тяжелым для Сергея. Во время артиллерийского обстрела завода имени Ворошилова на рабочем месте погиб его единственный сын. А 11 октября был убит старший брат и однополчанин Василий. И скорее всего Сергей и фронтовые товарищи позаботились, чтобы отважный командир артиллерии Василий Пастухов был похоронен не в общей могиле, а рядом с родителями, на кладбище Памяти жертв 9 января в Обухово.

На Пулковских высотах. Фото Бориса Кудоярова

У Сергея была жена, Елена Георгиевна Фатеева. Она была инвалидом 2-й группы и находилась на его иждивении. Семья проживала по адресу Тамбовская улица, дом 67 квартира 12. Известно, что отец Елены Георгиевны умер в 1941 году, а ее мать тоже стала инвалидом.

Ранение позволило Сергею очень быстро встать в трудовой строй — уже 1 сентября 1943 года он занял должность главного инженера Районного коммунального отдела (РКО) Московского района. Сергей не имел требуемого для этой должности высшего образования, но в те дни Ленинграду были нужны любые грамотные специалисты.

По широкому Международному (ныне — Московскому) проспекту в сторону Пулково всю войну шли солдаты, ехали танки и машины с военными грузами. Обратно по нему везли раненных бойцов в госпитали, а искореженные машины — на ремонт. Всю блокаду Московский район жил, трудился, и даже под обстрелами его предприятия и службы продолжали свою работу. А когда в январе 1944 года враг был отброшен, наступило время восстановления города.

Пленные немцы на Международном проспекте. Фото Всеволода Тарасевича. 24 января 1944 года.

Сохранились две характеристики Сергея Пастухова, данные ему в октябре 1944 года: «За время своей работы проявил себя как старательный, добросовестный, исполняющий свои обязанности работник. Не считаясь со временем, много [сил] уделял для восстановления города Ленинграда» — написали заместитель райотдела Смирнов и секретарь парткома Никонов. «Тов. Пастухов проявил себя как опытный, старательный работник, активный участник в организации по восстановлению района», — добавил заместитель заведующего отдела кадров РК ВКПб инструктор Алексеев.

О вкладе Сергея Пастухова в партийную работу мнения разделились, но профессиональные качества оказались важнее, и 17 октября 1944 года Сергей Пастухов был окончательно утвержден в занимаемой им должности главного инженера РКО Московского района. А в 1946 году его наградили еще двумя медалями — «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Парад Победы на Международном проспекте. Фото Виталия Мельникова. 1945 год.

Январем 1947 года обрываются записи партийного дела Сергея Пастухова, и о его дальнейшей судьбе пока ничего не известно. К сожалению, место для фотографии в этом документе тоже пустует. Но жизнь защитника и восстановителя нашего города не прошла бесследно. Память о нем хранит поднятый из руин величественный Московский район с огромным Московским парком Победы, заложенным ленинградцами сразу же после войны. И возможно, над его 75-летними аллеями шелестят кроны деревьев, что были посажены руками Сергея Пастухова, воина и труженика, одного из многих достойных людей Великой Советской эпохи.

Закладка Парка Победы. Фото Давида Трахтенберга. 1945 год.

Московский парк Победы. Открытка 1960-х годов.

Ольга Ясененко

Источник: Партийное дело Сергея Пастухова. ЦГАИПД СПб. Ф.415. Оп.7. Д.2366.

Автор благодарит краеведа Дениса Шаляпина за предоставление документа.
В статье использованы фотографии Центрального государственного архива кинофотодокументов.