«Закулисье» в котором оживают сказки

Кукольный театр — волшебный и таинственный мир. Он населен множеством персонажей, красивых и страшных, огромных и крошечных. В отличие от актеров, они не могут перевоплощаться, и каждый играет только свою роль. Но и людей здесь много, ведь сделать спектакль захватывающим помогают мастера незримых для зрителя профессий. Юные жители МО-72 смогли увидеть их труд в «Кукольном театре сказки» на экскурсии «Закулисье».

Даже самые маленькие купчинцы знают, что кроме актеров, в театре есть режиссер, композитор, модельер и строители. То есть, «машинисты сцены», которые перед каждым спектаклем устанавливают декорации, а потом разбирают их. Но никто не мог подумать, что сейчас прямо над ними висят «головы» — крутящиеся во все стороны фонари, а тканая «одежда сцены» скрывает потайной «карман», куда кладут все, что может понадобится во время спектакля.

О том, как устроен кукольный театр, ребятам рассказали экскурсоводы — замечательные актрисы Софья Благова-Чернявская, Ольга Зорина и Елена Шемет. Чтобы зайти за кулисы, нам пришлось разбиться на три маленькие группы. И миновав по очереди подводное царство с осьминогами и сокровищами, мы оказались перед строгой дверью с надписью «Сюда входить нельзя!»

Морское дно в холле театра.

Волшебная дверь.

— А сегодня можно! — объявила Елена Шемет, и мы оказались прямо за сценой. Здесь было темно, тихо, и на высоких ящиках отдыхали маски. Актерам очень жарко играть в них, поэтому маски становятся мокрыми и должны просохнуть.

За сценой.

Героиня «Сказки о царе Салтане».

Куклы живут в такой тесной комнате, что заглянуть к ним можно только по очереди. Но у каждого спектакля есть отдельный уголок, где хранятся его герои — почти как семья в коммуналке. Очень хотелось рассмотреть их вблизи, но нужно было уступить место другим и идти дальше.

В коридорах «Закулисья» тоже тесно.

По лестницам и узким коридорам мы прошли в гримерку: ведь у актеров кукольного спектакля тоже должен быть свой образ — человеческий, клоунский или даже инопланетный. Правильно передать его помогают фотоальбомы, и художник рисует лица персонажей строго по их картинкам. Не слишком приятная процедура, особенно если краску распыляют из баллончика. Зато как грим меняет внешность!

— Скажите, кто на этих фотографиях? Вы все знаете этого человека! - спросила Елена.
— Не знаем! Кто это?
— Мальвина!
— Это же вы! — наконец догадались ребята.
— Да, это я! Узнать трудно, но можно.

А еще здесь хранились волшебные парики, превращающие любого человека в героя сказки. Стоило только надеть на голову эльфийские уши и волосы, как сразу же менялось выражение лица и пластика движений!

Весь верхний этаж театра занимали мастерские. Их очень много, ведь даже материю для сценических костюмов нельзя купить в магазине — сперва художник рисует узоры, потом их распечатывают на ткани, и из нее мастерицы шьют платье. «Посмотрите, сколько разных камушков. Вблизи они выглядят стекляшками, но в свете фонарей на сцене они сверкают как настоящие бриллианты. Это очень сложная и ответственная работа – создать такой костюм», — рассказала Елена.

Эскизы к спектаклю «Элион»

Костюмы к спекатклю «Элион»

Но малыши завороженно глядели за дверь напротив, где милый юноша держал в руках огромную белую голову!
— Это будет привидение?
— Нет, это будет обычная продавщица. Просто она еще не приобрела свой облик.

Стены пошивочной украшали огромные маски из почти невесомого изолона — иначе они были бы слишком тяжелыми для актеров. Если вместе с такой маской надеть высокие сапоги-котурны, перчатки с огромными пальцами и наплечники, то можно превратиться в настоящего великана! И здесь же из папье-маше делают маленькие личики для крошечных персонажей.

Маски из спектакля «Сказки африканского леса»

Кусок изолона.

Мастерицы за работой.

За работой мастериц с грустью наблюдали висящие на стене старые куклы: «Их спектакля уже нет – ведь если мы будем играть одно и то же, зрители насмотрятся и перестанут ходить. Но мы же не можем выбросить их на помойку! Поэтому они отдыхают и ждут своего часа – когда спектакль все забудут, мы их снова достанем и покажем», — утешила ребят актриса.

Куклы на отдыхе.

В шумной столярной мастерской творятся свои чудеса — от огромных дворцов до крошечных механизмов, чтобы куклы могли двигать пальцами. Заглянув туда, мы спешим в репетиционный зал. Он точно такого же размера, как сцена, и здесь можно разучивать новый спектакль, когда она занята.

Столярная мастерская.

Про кукол-марионеток, конечно же, знали все ребята. Их ниточки почти не видны, а чтобы маленькая собачка бежала как настоящая, нужно быстро перебирать пальцами. А еще она выполняла команды:
— Сидеть!
— Стоять на задних лапах!
— Стоять на передних лапах!
— Ох!
— с трудом справилась собачка.

В голове у тростевой куклы Учительши из сказки «Черная курица» — специальная машинка, позволяющая ей смотреть по сторонам, вверх и вниз. В ее руки вставляются тросточки, которыми не так-то легко управлять, и даже похлопать в ладоши получилось не у всех!

А паркетная кукла Наф-Наф в руках ребят сначала казалась пьяненькой, но быстро научилась упираться в пол ножками, глядеть по сторонам и вежливо кланяться. Всем так хотелось побыть в роли кукловода, что уйти отсюда было непросто.

Зато в комнате звукооператора можно было оглядеть сверху весь зал. На огромном пульте лежала партитура, где было подробно расписано, какие звуки включать после той или иной реплики. Елена рассказала ребятам, что во время спектакля нужно отключить мобильник. Это не только уважение к театру — телефон может перебить сигнал гарнитуры, которой пользуются актеры в масках, и их голос никто не услышит!

Мир закулисья мы покинули через еще одну строгую дверь с надписью «Осторожно, дети!». Нет, здесь не прячут непослушных гостей — просто актер может забыть, что спектакль еще не кончился, и пойти в буфет прямо в гриме. А буфет-то общий!

По красивой винтовой лестнице мы спустились в холл театра, и с нами попрощался маленький...
— Жеребенок!
— Верблюд!
— Нет, это Конек-Горбунок, символ театра, созданный нашей художницей Анной Дмитриевной Игнатьевой. В следующей раз, когда вы придете, улыбнитесь ему, ведь он всегда рад видеть вас!

Вот так «Кукольный театр сказки» открыл нам свою главную тайну. Она — в слаженной работе множества самых разных специалистов. В каждую постановку эти люди вносят свои таланты и знания, увлеченность и деловую смекалку, вдохновение и любовь. И благодаря им на сцене оживают сказки.

Ольга Ясененко