Белая ворона и театр Аугусто Боаля

«Театр угнетенных» — это особый вид искусства. Разыгрывая проблему как спектакль, актеры и зрители исследуют разные способы ее решения, и каждый, кого не устраивает ход сюжета, может сказать «Стоп!» и заменив любого из героев, выйти на сцену.

К этой необычной идее пришел бразильский писатель, режиссер и общественный деятель Аугусто Боаль. Его театральные эксперименты начались еще в 1970-е годы, когда в Бразилии был установлен режим военной диктатуры. И созданный Боалем театр быстро перешагнул границы искусства, он стал площадкой диалога самых разных социальных групп и уникальной возможностью для людей «с обочины» заявить себе.

«Угнетенный» в понимании Боаля — не безропотная жертва, а тот, кто хочет изменить предрассудки общества и добиться уважения своих прав, кто ищет свободы и равных возможностей для себя и других. «Угнетенный» доносит людям свою позицию, но при этом должен быть готов к непредсказуемому диалогу и даже к признанию своих ошибок. Ведь главная задача такого театра — не доказать чью-то правоту, а найти выход.

Аугусто Боаль.

Труппы «Театра угнетенных» выступают во многих странах мира, а их актерами часто становятся активисты социальных движений, освоившие навыки театрального мастерства. И удивительно, что добравшись даже до глухих афганских деревень, этот театр почти неизвестен в России и только сейчас делает здесь первые шаги.

Одной из таких экспериментальных площадок стала «Белая ворона» — расположенный в Купчино Центр социальной помощи семьям, имеющим в своем составе детей или взрослых с ментальными особенностями. С методикой «Театра угнетенных» подопечных центра познакомила молодой психолог Екатерина Реймарова. В апреле 2021 года она провела здесь четыре мастер-класса, а чтобы полученный опыт не канул в лету, занятия были сняты на видеокамеру.

«Я прошла квалификацию по методике социального театра Аугусто Боаля и думала, где бы ее применить. Потому что знания бесполезны, если ты их просто впитываешь, нужно их отдавать. И мы с «Белой вороной» сделали этот проект. Президент Центра Светлана Феофанова организовала людей, я нашла видеографа и фотографа и мы встречались каждую субботу на протяжении месяца. И из того, что у нас получилось, из десяти часов, мы сделали часовой фильм», — рассказала Екатерина.

Екатерина Реймарова.

Фильм «Взгляды» — это трогательный рассказ о ребятах с ментальной инвалидностью их самоотверженных родителях. Фильм об интуитивном поиске выхода из обидных ситуаций, о преодолении страхов и комплексов, о переживаниях, мыслях и жизненном опыте. Подопечные «Белой вороны» были давно знакомы друг с другом, а Екатерина вела здесь занятия танцами и арт-терапией. Наверное поэтому ребята и взрослые смогли так искренне рассказать на камеру о том, с чем они сталкиваются, и что их тревожит.

«Меня называют клоун, что я могу сделать-то? Маленький был – голову разбили камнем».
«У меня был случай, кипятком какой-то придурок облил. У меня все было обожжено».
«Моего ребенка обижали во дворе, плевались на него. У него появлялась агрессия, и он становился непредсказуем. И я пыталась объяснить ему, что они перерастут это, но не знала, как поступать. Я сначала держала это в себе, а потом поняла, что это может произойти с любым ребенком. И мне стало легче».
«Это вызывает у меня реакцию, с которой я не знаю, как справляться. Мне хочется исправить эту ситуацию, но я не могу исправить других людей».

Ребята из «Белой вороны».

В «Театре угнетенных» всегда есть как минимум три главных персонажа. Это «протогонист» — герой, который терпит притеснения, «антагонист» — его противник и «свидетель» — посторонний человек, который находится рядом и может повлиять на ситуацию. Четвертый персонаж — «ведущий», или «джокер». Он не вмешивается в развитие сюжета, ведь проблема может оказаться намного глубже и серьезнее его знаний. Но он может остановить спектакль, отмотать ситуацию назад, что-то уточнить или пояснить. А когда кто-то из зрителей хочет показать, что нужно сделать, приглашает его на сцену. Как правило в роли «джокера» выступает руководитель театра, человек с актерским и психологическим образованием.

«Стоп» — говорит джокер.

Мамы из «Белой вороны» справлялись с любыми ролями. Женщины, посвятившие всю жизнь особенным детям, были переполнены нерастраченной творческой энергией, и даже подростки-хулиганы в их исполнении выглядели угрожающе: «Ты чего, девочка, ходишь и поешь? Одна гуляешь? Иди, иди отсюда, а то в крапиву посадим...». На глазах у всех они чуть не прогнали беззащитную актрису-девочку, но тут раздалось: «Стоп!». Одна из зрительниц решила заменить свидетеля: «А почему вы ее гоняете? Разве это ваша площадка? Пойдем, девочка, поиграем в другом месте». А другая решила показать, как не теряя достоинства, мальчик мог бы убедить приятеля отстать от девочки: «Слушай, пойдем отсюда, пусть себе поет, ну ее...».

«Ты еще плакать умеешь?»

Но как быть с особенным ребенком, можно ли ему предложить другую модель поведения? Оказывается, большинство таких детей лучше приспособлено к обществу, чем общество — к ним. Сталкиваясь с отторжением и агрессией, они понимают, что их лучшая защита — это доброжелательность, улыбка, извинение. Этому учат родители и психологи, ведь попытка постоять за себя может вылиться в потерю контроля над эмоциями и действиями. Другое дело обычные дети. Наверное, такой спектакль сюжет стоило бы разыграть в школе, чтобы подростки учились понимать особенных сверстников, общаться с ними.

Подготовка к спектаклю.

Следующий спектакль неожиданно затронул важную психологическую проблему родителей ребят-инвалидов. Нередко искреннее желание мамы посвятить жизнь заботе о сложном малыше, его развитию и адаптации, не находит понимания даже у близких родственников. И порой ее обида на общество выливается в недоверие и агрессию даже к тем, кто готов помочь.

«Что ты мальчик толкаешься?» — спокойно говорит продавщица гиперактивному пареньку, бегающему между прилавками. «Извините, он больше не будет!» — отвечаем мама, но ребенок продолжает бегать. И тогда продавщица ласково обнимает мальчика: «А что это мы тут бегаем? Ведь если ты что-то разобьешь, мне придется платить». Но тут мама впадает в гнев: «А по какому праву вы трогаете моего ребенка? Если он что-то разобьет, я оплачу!» И повернувшись к зрителям, уверенно добавляет: «Так ведь тоже может быть!». Продавщица растерянно смеется: «И что же мне делать? Придется, наверное, маму обнять!»

«Давай не будем бегать!»

На мастер-классах Екатерина Реймарова не раз заостряла внимание на том, что не существует стопроцентно добрых или злых людей, ведь человек может быть агрессивен просто потому что устал в этот день, или у него проблемы. И конфликт, разыгранный в любительском спектакле, в знакомой и безопасной обстановке, становится не только поиском выхода, но и репетицией правильного поведения в жизни.

На мастер-классе.

«До участия в этом проекте у меня не было особой веры в групповую психотерапию. Но во время этих четырех встреч, я увидела, как люди глубоко в нее входят. Они показывали свои эмоции, были настолько искренни, честны, что мне не верилось, что они смогут это высказать на широкую публику», — рассказала Президент Центра «Белая Ворона» Светлана Феофанова.

Светлана Феофанова.

Премьера фильма «Взгляды» для участников съемок прошла 7 сентября. «Мы показали фильм ребятам. Для них это был очень интересный опыт – видеть себя на экране, видеть свои действия через призму документального кинематографа. Поэтому ребята были в восторге, их родители тоже. И фильм, правда, получился очень трогательным, он позволяет посмотреть на все изнутри. Одно дело рассуждать издалека о людях с проблемами ментального развития, их семьях, а с другой стороны — просить их: „А покажите!“ И когда ты становишься свидетелем всего того, что с ними происходит, ты начинаешь им симпатизировать, сочувствовать», — поделилась Екатерина Реймарова.

После премьеры фильма.

А 27 сентября в молодежном пространстве «Молоко» состоялся показ фильма для специалистов из городских и благотворительных реабилитационных центров. В их восприятии это уже был серьезный методический материал для ознакомления, размышлений и дальнейшего развития.

Кинопоказ для специалистов.

«Очень интересная методика, конкретная и работающая. Для меня диалог – ключевое состояние. Потому что мир пытается нам показать, что все просто, но он очень сложен, и когда мы поймем это, мы можем научиться слышать человека, отличающегося от нас», — высказался Константин Соколов, руководитель проекта «Центр поддержки «Дом инвалидов» имени епископа Малецкого.

«Проект очень включает эмоциональность. Я смотрела кино, я была внутри, во всем этом варилась. И второе – потрясающий обучающий выход для этих людей. Как можно с этим справляться, что можно делать. Они получают инструмент. Проект сильный!» — считает психолог Светлана Борисенко.

«Я смотрел этот фильм как реабилитант. Фильм потряс меня до глубины души своим подходом — эта студия, сплотившая людей в команду. Для меня этот проект – открытие. Хочу сказать большое спасибо!» — поблагодарил участник просмотра Павел. И конечно всех интересовало, как воспринимает свою работу автор.

«Мне не нравится идея предлагать решения, ведь я понятия не имею, что актуально для людей с особенностями развития, потому что я не живу этой жизнью. И если я хочу сделать стоящий проект, мне нужно их спросить, а не себя. Если я начинаю думать, что я могу что-то изменить, я чувствую свое бессилие. Я могу только предпринимать конкретные шаги в конкретном проекте. И сейчас, сделав их, я опять стою у новой двери, которая пока не открывается – что делать дальше?» -ответила Екатерина Реймарова.

Обсуждение фильма.

А дальше можно сделать очень многое. Ведь методика интерактивного «Театра угнетенных» еще не освоена до конца, она может развиваться в любых направлениях и стать основой для множества социальных проектов. Аугусто Боаль называл свое детище форум-театр и пытался применить его к самым разным сторонам жизни, включая даже разработку народным собранием актуальных законопроектов! Приживется ли такой театр в нашей стране, станет ли действенным инструментом диалога и мирного разрешения конфликтов? Родители и ребята из центра «Белая ворона» рассказали всем, как можно двигаться в таком направлении.

Екатерина Реймарова и «Белая ворона».

Ольга Ясененко.
Фотографии участников Центра «Белая ворона».