Жатва как праздник
Взмах серпа — и в руке золотится прядь тонких колосьев. Теплая, как летний день, светлая, как солнце, легкая как ветер и блестящая, как утренняя роса. Кажется, зернышки вот-вот зазвенят, и сердце замирает, грезя о чем-то о забытом. Капельки проса падают на ладонь — значит, жатва началась вовремя.
Место для купчинского поля было выбрано не случайно. С востока виднеются домики Фарфоровского поста, а на западе выстроились современные многоэтажки. Поле объединяет два непохожих мира, и вместе с тем уносит нас гораздо глубже, к тому, что мы называем генетической памятью.
«На этой земле, по берегам реки Волковки, веками жили люди, и они сеяли рожь, овес, ячмень. Наша земля упоминается в летописях с 1500-х годов. И сейчас мы проводим праздник жатвы, чтобы продолжить старую традицию и поддержать интерес к истории нашего района», — объяснил Павел Швец, глава муниципалитета № 72. Купчинское поле было его идеей, воплотить которую помогли ландшафтный архитектор Ирина Павлова, садовницы Елена Быстрова и Эмма Славко. А разработали концепцию поля студентки СПбГУ: Эльмира Мельникова, Дуня Лун и Наташа Никанорова
Жатва была назначена на 8 августа. Павел Швец пришел как настоящий глава старинной сельской общины. На нем была льняная одежда — собирательный образ многих народов, когда-то живших на нашей земле. В руке он держал огромный деревянный посох. Такого не ожидали не только жители, но и само небо — весь день темные тучи клубились вокруг, но не посмели пролить на поле ни капли дождя.
Жатва стала настоящим праздником. Звучала народная музыка — и деревенские напевы, и хит про то, как «надо поле притоптать». Кому хотелось — танцевали, а рядом дымил самовар, и всех угощали вкусняшками. Кое-что купил муниципалитет, а имбирное печенье испекли местная жительница и ее дочка.
Но главными атрибутами жатвы стали два настоящих, старинных серпа. Один из них, семейную реликвию, на время дал один из жителей Купчино, а другой принесла садовод-практик Елена Быстрова. Она показала, как нужно правильно захватывать колосья и срезать их — этот опыт она переняла у своей бабушки.
«Технология работы серпом оттачивалась веками, и за сотни лет были выработаны правильные движения. Когда жали много, колосья откладывали в сторону, и продолжали жать полосой», — рассказала она.
Поначалу горожане с опаской брались за острый серп, но поняв, как им нужно работать, охотно подключались к жатве и даже давали попробовать детям. Присоединились и мужчины, хотя в старину это был совсем не их труд. «Жатва была женским делом, они могли наклоняться низко, были кропотливыми труженицами, могли работать долго, медленно и изнурительно. А мужчины в основном косили косами».
Собранные ячменные и овсяные колоски перевязывали ленточками, и каждый унес домой свой кусочек урожая. Многие решили поставить необычный букет в вазу, на память, одна из мам решила отнести в его сентябре в детский сад, чтобы показать малышам. А другая жительница Купчино взяла солому, чтобы отреставрировать шкатулку, которую ее дедушка сделал, вернувшись с войны.
Рядом с колосьями невозмутимо прохаживались голуби. Птицы давно уже наведываются сюда, и значит, даже после жатвы ни одно выращенное зернышко не пропадет зря.
Сейчас на поле остались высокий подсолнечник, и густая кукуруза. Подсолнухи уже начинают отцветать, и если растереть пыльцу руками, то можно почувствовать ее сильный и терпкий запах.
«Подсолнуху можно помочь. Если он начинает клонить головку, можно руками снять слой пыльцы, и там будут семечки. До технической спелости они вряд-ли созреют, но воробушкам подойдут. Кое-где их уже начинают клевать» , — продолжает рассказ Елена Быстрова.
Жители Купчино все лето следили за растущими здесь культурами, и под конец поле превратилось в необычную и очень привлекательную фотозону. Посмотреть его приезжали гости из соседней Щемиловки и других районов города, а журналисты посвящали ему репортажи и видеосюжеты. И это значит, что тяга к земле до сих пор сильна в нас.
Купчинское поле — не фольклорный проект, а частичка нашей современной жизни. Это попытка сделать ее ярче, интереснее и насыщеннее. Редкая для города возможность прикоснуться к земледельческому прошлому, ощутить себя не дачником-садоводом, а частью сельской общины, делящей друг с другом и труд, и праздники. И глядя на счастливые лица тех, кто пришел поучаствовать в жатве, можно смело сказать, что эксперимент удался!
Ольга Ясененко.