Битва аргументов: Нужно ли расширять Южное шоссе до магистральной улицы

Судьба почти гектара территории парка Интернационалистов и не менее трех сотен деревьев, растущих вдоль Южного шоссе, по-прежнему висит на волоске — это показало совещание в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, инициированное главой муниципалитета № 72 Павлом Швецом.

Во время встречи депутат пытался донести до чиновников позицию многих купчинцев, выступающих против сокращения территории парка, строительства дороги под окнами домов и вырубки огромного количества деревьев.

«По моему мнению, из всех трех проектов был выбран самый худший – с сокращением границ парка, вырубкой деревьев, хотя протокол подтверждает, что у нас есть нормативы, позволяющие спроектировать дорогу из двух полос, с тротуаром, с газоном», сохранив деревья", — заявил Павел Швец.

В подтверждение своей позиции, депутат представил комплекс замечаний и предложений, корректирующих проект в пользу сохранения деревьев. Однако практически все предложенные Швецом идеи не нашли понимания ни у проектировщика, ни у профильных чиновников.

Деревья

Павел Швец начал с того, что дефицит зеленых насаждений во Фрунзенском районе не позволяет сокращать территории парков и скверов. Однако реконструкция Южного шоссе затрагивает не только парк Интернационалистов, но и сквер у дома № 114, изменение границ которого еще не обсуждалось при подготовке проекта закона о ЗНОп.

«Такое впечатление, что для проектировщика деревья – вообще ничто. Дорожка идет прямо по прекрасной, цветущей аллее. Это вызывает недоумение у жителей, почему нельзя было сместить дорожку чуть в сторону, чтобы сохранить десятки деревьев? Просто какое-то варварство

Оппоненты объяснили, что сместить тротуар в сторону нельзя из-за расположенных здесь теплосетей. Непонятно, о каких теплосетях идет речь — ведь ЖК «София» имеет свои котельные, а коттеджи на Южном шоссе обогреваются котельной ТЭК на Софийской, 54, к. 2. По схеме теплоснабжения Санкт-Петербурга на 2021 год и период до 2035 года, трубы теплотрассы лишь пересекают Южное шоссе.

Схема расположения теплосетей около Южного шоссе.

Также на встрече подтвердилось, что проект не предусматривает никакого компенсационного озеленения. Чиновники обещали лишь выплатить положенную по закону компенсацию за вырубку — однако не факт, что купленные на эти деньги деревья будут высажены в парке Интернационалистов или где-то рядом.

Велодорожка

По словам представителей КРТИ, велодорожка обязательно должна прилагаться к магистральной дороге. Однако в Своде правил строительной планировки речь идет всего лишь о такой возможности.

11.12 Поперечный профиль улиц и дорог населенных пунктов может включать в себя (...) тротуары, велосипедные дорожки.
11.14 На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. 

Павел Швец напомнил собравшимся, что проектируемая ими велодорожка не включена в сеть городской велоинфраструктуры, дублируется велодорожкой вдоль проспекта Славы и асфальтированной дорогой в парке Героев-пожарных. И главное, она вообще никуда не ведет!

"Она будет логична, если потом будет разработан проект ее продолжения. А мы остановились там, где остановились", — объяснил представитель проектировщика.

Тогда Павел Швец предложил использовать дорожку вдоль ивовой аллеи парка Интернационалистов, идущую вдоль Южного шоссе. Но и оказалось, что это невозможно — она же не асфальтирована!

Еще более неожиданным было объяснение, почему велодорожка проложена по кадастровой территории нескольких жилых домов, прямо под окнами и выходами из парадных: «Кадастр – это территория, на которой планировалось размещение инфраструктуры дома, но не сам дом. Мы не ведем дорогу по домам!» — ответили Павлу.

Не получилось сместить велодорожку от коттеджей Южного шоссе на другую сторону улицы — там она упирается в здание магазина. К слову, магазин был построен в 2018 году и выходит прямо к проезжей части — похоже, при согласовании «стекляшки» о расширении шоссе никто не думал.

Парковка

В письме КРТИ сообщалось, что крайние полосы новой дороги будут использованы не для движения транспорта, а под парковку. «Неужели нужно класть 8 метров асфальта, чтобы там устроить парковку? Считаю, что для парковки машин достаточно двух метров», — предложил Павел Швец.

Однако как оказалось, что на счет использования крайних полос новой дороги у чиновников вообще нет единого мнения — в их аргументах в пользу дополнительных полос речь шла то об удобном трафике, то о запуске автобусов, то о парковке. На вопрос Павла, для чего же все-таки нужны эти четырехметровые полосы, представители КРТИ ответили очень противоречиво:

«Крайние полосы предусмотрены для движения общественного транспорта. Возможна парковка на этих полосах. А возможен и запрет парковки вдоль этой улицы. Поначалу парковка будет возможна, а в перспективе развития придут к решению, что парковаться на этой улице не придется».

Трафик

КРТИ делал упор на то, что по мере развития района, Южному шоссе придется стать важной магистралью.

«Поток транспорта здесь будет увеличиваться, нужно пускать автобусное движение к этому кварталу — на этой дороге два автобуса не разъедутся. Кроме того, Южное шоссе соединяет две улицы магистрального значения, и здесь должен быть большой поток транспорта».

Однако Павлу Швецу такие аргументы показались неубедительными:

"Вы против того, чтобы соединять Альпийский переулок с Южным шоссе. На другом краю шоссе у нас узкий прокол под железной дорогой, где даже газель не помещается. Здесь – все, жилой комплекс построен, ничего больше не будет построено. Какое там может быть увеличение? "

В ответ оппоненты привели расчет загруженности дороги в 20-летней перспективе и данные о том, что после открытия метро Южное шоссе перегружено в часы пик. Со вторым аргументом можно поспорить — по словам жителей ЖК «София», после открытия метро дорога в часы пик наоборот стала свободней.

Расширение Южного шоссе безусловно облегчит выезд на Софийскую улицу, где для каждого маневра требуется своя переходно-скоростная полоса. Но чтобы выезжать сразу с двух полос на Бухарестскую улицу, нужен светофор, и значит, здесь машинам придется стоять и ждать сигнала.

Транспорт

Общественный транспорт на Южном шоссе нужен, особенно пожилым и маломобильным людям. По мнению представителя КРТИ, градостроительные нормы не позволяют запустить его до тех пор, пока шоссе не примет вид магистральной улицы.

"Если мы делаем 2 полосы дороги, то мы превращаемся в улицу местного значения, а по ней запрещено движение общественного транспорта. И автобусы там не пойдут вообще никогда".

Однако в том же Своде правил строительной планировки говорится, что в некоторых случаях этот норматив можно смягчить:

11.22 Линии наземного общественного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне.
Примечание: Через межмагистральные территории площадью свыше 100 га (в условиях реконструкции — свыше 50 га) допускается прокладывать линии общественного пассажирского транспорта по улицам местного значения или обособленному полотну.

Павел Швец объяснил, что на Южном шоссе легко разъезжаются даже КамАЗы, а общественный транспорт без проблем ходит по двухполосным Малой Карпатской и Малой Балканской улицам, не говоря о старой части города. К слову, по транспортной реформе, на маршрутах с низким пассажиропотоком можно использовать автобусы средней вместимости.

Троллейбусы на Малой Балканской

Поэтому депутат предложил оставить шоссе в статусе дороги местного значения, что позволило бы избавить улицу от спорных объектов инфраструктуры: «Магистральная дорога нужна здесь только ради того, чтобы транспорт направить. А по факту этой дорогой пользуются только местные жители».

Жители

Несмотря на то, что все три проекта реконструкции Южного шоссе были разработаны еще в 2018 году, никто не удосужился обсудить их с жителями, а выбор был сделан техническим советом. К сожалению, общественные слушания у нас проводятся в самый последний момент, когда все уже решено и согласовано.

Впрочем, по словам чиновников, ранее они вели долгие дискуссии с населением и по обоим паркам, и по Южному шоссе, и перед строительством ЖК «София» — но когда они проходили, осталось неясным.

«Получается, как с Ириной Бабюк – мнение жителей не учитывается. У нас есть нормативы, а тут еще какие-то жители! А я, поскольку представляю муниципальный совет, ориентируюсь на мнение жителей, которые хотят сохранить парк и деревья!» — заявил Павел Швец. Депутат напомнил, что нежелание обсуждать новые проекты с населением провоцирует серьезные конфликты, такие как из-за строительства океанариума, и предупредил, что ситуация может повториться.

Эпилог

По-видимому, чиновникам из КРТИ очень важно реализовать дорогостоящий проект превращения Южного шоссе в магистральную дорогу со всей запланированной инфраструктурой. В результате обе стороны переговоров остались при своем мнении:

КРТИ: От проекта никто отказываться не будет. Можем предложить пересмотреть самые больные точки и подправить их, где есть такая возможность.

Павел Швец: Мы тоже не готовы отдать парк. Это неправильная постановка – уничтожать часть парка ради шоссе.

В итоге было решено организовать еще одну встречу и обсудить вопрос, пригласив профильных специалистов и экспертов-градостроителей.

Ольга Ясененко.