Фото Леонида Харитонова.

Протечки на станции метро «Дунайская» устранят еще не скоро

Найдены основные причины постоянных протечек на станции метро «Дунайская» — все эти дефекты нуждаются в долгих ремонтных работах.

О том, что «Дунайская» будет протекать, рабочие предсказывали еще во время ее строительства — по их словам, из-за нехватки финансирования не удалось сделать качественную гидроизоляцию, и со временем на станции придется проводить долгий и дорогостоящий ремонт. Более подробную информацию об этих дефектах выяснило издательство «Фонтанка».

В «Метрострое» объяснили, что «Дунайская» была построена по новой, еще не опробованной технологии — ее стены были возведены не под землей, а в глубоком открытом котловане. Особо уязвимыми оказались места, где к основному котловану примыкают другие подземные объекты — пространство для них вырубается после нанесения гидроизоляции. Обработка углов на стыках котлована и такого объекта имеет сложную технологию и подвержена повышенному риску протечек.

В Смольном основной причиной назвали деформационные швы в монолитной конструкции станции, качество которых оставляет желать лучшего.

Декабрь 2019. Фото Леонида Харитонова.

Эти версии подтвердил и «Ленметрогипротранс». «Первое – низкое качество устройства ограждающей конструкции и подготовки поверхности для нанесения гидроизоляции. Если точнее, то речь о смещении «стены в грунте» со ступенями, оголение арматурного каркаса, замещение бетона в «стене в грунте» бентонитовой глиной.

Второе – нарушение устройства технологии гидроизоляции, в частности её исполнили не в 2 слоя по 3 мм с перехлестами, а в один слой толщиной в 6 мм, также прокалывали гидроизоляцию в процессе устройства основной монолитной железобетонной стены станции, без последующего восстановления ее целостности.

Третье – нарушение технологии устройства деформационных швов, а именно нанесение слишком малого объема гидроизоляции на гидрошпонки», — рассказали специалисты, осуществлявшие надзор за строительством станции.

Фото Сергея Каличевского. Октябрь 2019.

Однако в "Метрострое с этим не согласились: «На этапе строительства при обнаружении внешних дефектов покрытия (трещины, разрывы, шероховатости, пузыри), производился ремонт с использованием битумной мастики типа «Технофлекс».

При этом гидроизоляционные показатели покрытия не нарушались. Выполненные работы принимались комиссионно и имеют подтверждение о соответствии проекту и нормативной документации со стороны заказчика и проектного института».

Досталось в споре и «Петербургскому метрополитену» — компанию обвинили в том, что она отказалась сделать канавку вдоль стены «Дунайской», чтобы вода по желобку стекала в дренажную канализацию, а не на платформу.

Фото Сергея Каличевского. Октябрь 2019.

Последним виновным оказалась Природа — питерские почвы насыщены грунтовыми водами, и создать идеальную гидроизоляцию здесь вообще нереально — можно лишь поддерживать ее в более-менее сносном состоянии, вовремя проводя ремонтные работы.

Этой версии, как пишет «ТАСС» придерживается и губернатор Александр Беглов: "К сожалению, грунт играет, есть определенные протечки. Но я думаю, что это не так страшно, как если бы вообще не было станций метро. С протечками боремся, предъявляем претензии «Метрострою», — объяснил градоначальник.

Решаться проблемы, конечно будут. В первую очередь планируется сделать наружный дренаж, чтобы отвести от станции хотя бы поверхностные воды. Однако более затратные подземные работы можно будет сделать только при дополнительном финансировании, а денег у «Метростроя» сейчас нет. Не планирует выделять их и городской бюджет, по крайней мере в ближайшие три года.

Специалисты приводят в пример станцию «Автово», где между несущей стеной и кассетой, на которой закреплена облицовка вестибюля, сделан небольшой зазор — вода стекает в него, и не попадает на станцию.

Протечки на «Дунайской» горожане заметили очень быстро, первые фотографии залитых водой стен появились уже в день ее открытия. Тогда их пытались объяснить человеческой оплошностью — мол, кто-то из персонала слил воду в неположенное место.

Залитый водой спуск на «Дунайскую» в день ее открытия.

Однако вскоре ведра и расстеленные по полу тряпки стали неотъемлемой частью дизайна станции. А чуть позже к «Дунайской» присоединились и верхние вестибюли «Проспекта Славы».