Компания «Метрострой» опровергла информацию о порче панно «Афганистан»

Компания «Метрострой» не считает, что нанесла вред панно «Афганистан» при его монтаже на строящейся станции метро «Проспект Славы».

Как сообщает «Фонтанка», несколько дней назад создатели мозаичного полотна народный художник Александр Быстров и его сын Егор Быстров обратились с открытым письмом к врио губернатора Петербурга Александру Беглову. В нем говорилось о нарушении технологии соединения блоков масштабной мозаики — чтобы не задерживать открытия станции «Проспект Славы», щели между блоками замазали цементом, а недостающие детали изображения нарисовали краской. Художники назвали эти действия вандализмом.

Это заявление вызвало большой резонанс в городе, и компания «Метрострой» решила публично высказать свою позицию. Ответ строителей подземки был опубликован в группе «Метрострой. История петербургского метро»:

«Спешим заверить наших читателей в том, что с панно все в порядке. Слова Александра Кировича (Быстрова — ред.) обусловлены эмоциональностью творческой личности, но не соответствуют действительности».

"Переживания уважаемого академика по поводу потери облика и художественной ценности мозаичного панно беспочвенны. Фотографии с места событий наглядно демонстрируют то, что смальта не пострадала и не могла пострадать, т.к. работают с ней профессионалы, имеющие большой опыт в реставрации керамики на объектах, относящихся к объектам культурного наследия с разрешения генерального проектировщика ОАО «НИПИИ „Ленметрогипротранс“

Новая технология обработки швов предполагает использование методики реставрации художественной керамики, используемой для реставрации объектов художественного наследия, охраняемых КГИОП, с применением кремнеорганического лака КО-921 и смолы МСН-80 с добавлением пигментов под цвет смальты.

Работы выполняются высококвалифицированными специалистами с высшим художественным образованием и большим опытом реставрационной работы на таких объектах, как Морской собор в Кронштадте, буддистский храм Дацан и др. Данная методика обработки швов никоим образом не наносит вреда смальте. Более того, впоследствии сохраняется возможность для выполнения первоначального решения обработки швов смальтой». 

В компании уточнили, что над мозаикой сейчас работают специалисты из высшего промышленно-художественного училища имени Мухиной.

Комментируя это, художники напомнили, что помимо эстетической ценности их произведения, важную роль играет его прочность. По словам одного из создателей панно Павла Степанова, мнение которого приводит издание «Форпост», правильно смонтированная мозаика может служить 200 лет. Цементная замазка, к сожалению, не столь крепка, и уже лет через двадцать может начать сыпаться на головы тех, кто едет по эскалатору.

«Метрострой» также обвинил компанию «Тесер», создавшую уже двенадцать мозаичных полотен для питерского метро, в саботаже — якобы именно из-за монтажа панно станцию «Проспект Славы» не успевают открыть вовремя. «Компания, несмотря на свои заслуги в художественной сфере, не должна ставить свои интересы выше интересов общего дела и лишать горожан возможности воспользоваться новыми станциями метрополитена», — сообщается в ответе «Метростроя».

Решать, кто прав в этом споре, безусловно, должны эксперты. Ясно лишь то, что к конфликтной ситуации привела банальная нехватка финансирования, о которой компания «Смальта Мозаика» заявила еще в 2018 году. Именно требование расплатиться с мастерами стало катализатором серьезного конфликта города с «Метростроем», чуть не вылившегося в разрыв всех контрактов.

Мозаичисты по-прежнему испытывают финансовые трудности. По словам заместителя генерального директора ООО «Телсер» Андрея Чеснокова, выделенного им 30%-ного аванса не хватает на оплату кредиторской задолженности перед поставщиками и зарплату мастерам. А значит, грамотное завершение работы над мозаикой откладывается на неопределенный срок.

Фотографии взяты из группы «Метрострой. История петербургского метро».