Общественные пространства в библиотечных стенах

Интервью с заместителем директора по развитию Библиотечной системы Фрунзенского района Сергеем Серейчиком.

В залах Центральной библиотеки Фрунзенского района — Библиотеке имени Чехова царит тишина. Сюда не врывается шум машин с Бухарестской улицы, а вежливые сотрудницы говорят полушепотом. Посетителей очень немного, и огромные залы с прекрасными книгами стоят пустыми.

Сергей Станиславович Серейчик, новый заместитель директора по развитию Централизованной библиотечной системы Фрунзенского района, стремительным шагом входит в длинный безлюдный читальный зал и демонстративно открывает большое окно. В сонную атмосферу библиотеки врывается свежий, холодный воздух.

 — Когда-то ЦБС Фрунзенского района была лучшей в городе, очень продвинутой. Сейчас мы пытаемся понять, почему она не стала развиваться дальше и осталась в хвосте, уступая не только библиотекам центральных районов, но и соседнему Московскому. А ведь здесь живет огромное количество людей, которым нужны пространства для своих потребностей – книжных, музыкальных, информационных. И мы обязаны им это предоставить.

 — Дети сейчас почти не читают книг.

 — Дети всегда, и в советское время, читали не все, и говорить о всеобщем чтении бессмысленно, это заблуждение. Проблема в том, какую литературу они хотят читать. Библиотека может им помочь найти нужную книгу или занятие, но есть общество, в котором они вращаются, которое влияет на них...

Библиотеки смогут изменить мир ребенка, если здесь появится пространство, более интересное, чем улица, квартира, торговый центр. Такой опыт есть уже и в нашей стране, и во многих других странах. Ребенка может захватить необычная атмосфера библиотеки, обилие книг. Ведь она отличается от школы, детского сада, игровой площадки. Это вхождение в иной, взрослый мир, и здесь ребенок может себя реализовывать. А библиотека может формировать ребенка, который хочет познавать, ведь книга – это лишь средство познания, одно из многих.

Очень важны первые шаги. Первый раз заходя в библиотеку, ребенок испытывает ее, что она может ему дать. С другой стороны, методом проб и ошибок, дети будут толкать библиотеку, проверять – способна она их удовлетворить или нет.

Идея превращения районных библиотек в общественные пространства давно уже созрела и вопрос лишь в том, чем они должны быть заполнены. Сергей Станиславович уверен, что малыши здесь могут готовиться к поступлению в школу, а дети постарше – делать уроки в компании сверстников. И очень вероятно, что в перерывах кто-то возьмет в руки книгу или журнал. А еще ребята могут договориться с библиотекой и своей компанией посмотреть выбранный ими фильм, а потом обсудить его. И даже скучное заполнение формуляров не может быть помехой.

 — В детстве мы все хотим быть взрослыми, а в библиотеке можно играть во взрослую жизнь, приучая детей к тому, что есть порядок, правила места, в котором ты находишься. Правила можно оформить знаками, картинками, чтобы было видно – куда можно ходить, где нужно соблюдать тишину, где можно играть в телефон, а где нет. И если ребенок поймет, что это его среда, его место – он найдет способ сюда прийти. Но если разрешать ребенку всё, разницы с торговым центром или другим местом не будет вовсе.

 — В библиотеках работают кружки, но в основном там занимаются пожилые люди или мамы с малышами.

 — Есть очень востребованные мастер-классы для подростков, такие как каллиграфия и комиксы. Сейчас мы мало пишем своей рукой, и взрыв интереса к каллиграфии очень оправдан. А комиксы – это картинки со смыслом. Ребенок может не хотеть читать потому что он просто перегружен в школе. А здесь он создает свою историю, может нарисовать, рассказать ее рисованными образами. И когда ему вкладывают этот навык, у него появляется желание и читать, и писать. Но у нас таких школ комиксов очень мало, мало и библиотек с собранием рисованных историй. Зато в магазинах, в отделе комиксов, толпы молодежи, и пока мы говорим, что это плохо или наивно, они продолжают их читать и познавать мир таким способом, как им это удобно.

Кружки дают не знание, а познание. Я различаю эти слова, потому что библиотека должна способствовать и помогать, а не дарить и давать. И здесь, во Фрунзенском районе, мы будем пытаться выстраивать систему библиотек, которые помогают познавать мир.

 — Для этого нужны опытные кадры, и сотрудники библиотеки, и приглашенные специалисты.

 — Мы живет в огромном мегаполисе, и найти людей, которые захотят работать с библиотекой несложно. Сотрудники библиотеки тоже должны осваивать новые навыки, способствовать этим процессам,чтобы приходящий человек ощущал себя в одной команде с ее персоналом. Кстати, в библиотечной системе нашего района есть много талантливых библиотекарей, которые могут увлеченно, «вкусно» рассказывать про книгу, и поиск людей должен вестись с двух сторон – изнутри и извне.

 — Мир подростков свободен и неограничен рамками. Могут ли дети, не ограничивая свое творчество, реализовывать его в библиотеках?

Есть библиотеки, которые переломили эту ситуацию. Можно создавать пространства «без правил», например, если дети хотят читать свои стихи и общаться на подобные темы – мы вас ждем, в такое-то время несколько раз в неделю. Сперва придут два человека, но если они поймут, что на час-два это действительно их пространство, они по«сарафанному радио» соберут остальных. Создавая такими кругами по воде подобные точки, территории и пространства, мы создаем библиотеку нового типа.

 — Чиновники не надают по шапке, если, например, творчество подростков в ваших стенах им не понравятся?

 — В отношении детей – двойная и совершенно глупая ситуация. Ведь если подросток не прочитает какие-то стихи здесь, значит он найдет другое место. И мы будем выстраивать отношения и с детьми, и с властными структурами с позиции понимания, умения договариваться. Это не легко, но возможно. Но конечно – нет национализму, жестокости, грубости. Как только эти моменты будут вылезать в стихах, песнях, действиях, мы будем это пресекать. Позиция в отношении этого должна быть одна во всем обществе.

 — Готовы ли вы предоставлять свое пространство непрофессиональным творческим людям для их выставок или мероприятий?

Библиотека должна быть настроена на то, что человек – ребенок, взрослый, пенсионер, может собрать вокруг себя людей и что-либо делать. Библиотеки должны помогать людям себя реализовывать. Кто-то хочет читать стихи, петь песни. Мы можем записывать их творчество, обрабатывать и давать им результат. И люди будут понимать, что они нужны этому обществу, этому району, а если район попросит их о помощи, они тоже смогут ему помочь. И тем самым мы создаем более доброе, более внимательное общество.

И конечно это не должно зависеть от желания библиотекаря – нравится, не нравится. Эти правила должны быть оговорены до того, как пространство заработает. В каком возрасте ты можешь выставляться, какие работы пользуются преимуществом, как зарезервировать место для выставки, на какой срок. Например, мы не считаем, что у нас должны петь только заслуженные артисты. Но библиотека может предоставить территорию, а обеспечить зрителей и прессу выступающий должен сам.

 — Чем, помимо чтения книг, могут заниматься в библиотеке обычные люди?

 — В библиотеке можно заниматься многими вещами – писать реферат, играть в настольную игру, посидеть в интернете, если дома его нет. Это должно быть большое количество возможностей, чтобы жители могли выбрать, что им подходит. Можно даже праздновать дни рождения – ведь это не всегда застолье с салатом — можно делать поздравления, вручать подарки.

 — Некоторые библиотеки уже развиваются по такому пути. Есть ли государственная программа реконструкции библиотек в общественные пространства?

 — Такой программы нет, вопросы ремонта решают районные власти. Когда-то интерьер этой библиотеки был очень современным, но прошло время, и он устарел.

Прощаясь, Сергей Станиславович рассказал, что совсем скоро, 20 июля, библиотека на улице Турку проведет первый масштабный фестиваль «ДеньЧ», посвященный юбилею Антона Павловича Чехова. Благодаря фантазии авторов, праздник должен получиться очень нестандартным и захватывающим, и хочется верить, что он нанесет первый удар по незримой стене между законсервированным миром библиотек и современным обществом.

Ольга Ясененко.