Сквозь открытые двери «Задверья»: диалог со зрителями после спектакля

Ребята сидели друг напротив друга — актеры и зрители. Спектакль завершился, стихли аплодисменты, отложены в сторону букеты цветов. В зале стояла тишина, разделявшая сверстников подобно невидимому барьеру, и преодолеть ее было непросто.

Ребята были очень разными. Актеры театра «Задверье», за редким исключением, дети из благополучных семей, где духовное развитие ребенка — высшая ценность. У их зрителей, ребят из проблемных семей, все было гораздо сложнее.

И все же чувствовалось что-то важное, объединяющее ребят со столь разными судьбами. Юным актерам театра, в репертуаре которого много спектаклей на серьезные и глубокие темы, во время работы над ролями пришлось осмыслить многие жизненно важные вещи, прочувствовать их, и научиться доносить другим людям.

Их гости столкнулись с жизненными трудностями очень рано, но, несмотря на взрослую серьезность, в них было очень много детского — они держались застенчивой стайкой и поначалу все попытки подтолкнуть их к диалогу, казались безуспешными.

Постановке спектакля «Дорога в Рай» предшествовала премьера его 15-минутного пролога, основанного на причте Евгения ЧеширКо. Так получилось, что сыграна она была 16 октября минувшего года, за день до трагедии в керченском училище. Эти события стали страшной иллюстрацией к затронутым в прологе темам насилия, безответственности и бессмертия.

«Дорога в рай». Пролог.

В интервью, взятом после этого мини-спектакля, родители юных актеров сказали много добрых слов о театре, давшем их детям верную ориентацию в сложном и агрессивном мире. А его педагоги уже задумывались о том, как передать такой опыт другим подросткам. Так появился проект «Говорить нельзя молчать», основной целью которого стала профилактика девиантного поведения у молодежи.

« Инстинкт самосохранения, базовый и мощный, казалось бы, должен уберечь подрастающее поколение от экспериментов на грани жизни и смерти. Но именно в подростковом возрасте этот инстинкт старается помалкивать. Комфортная среда, отсутствие возможности испытать себя, паранойя взрослых по поводу безопасности — все это будто специально подталкивает детей к рискованным экспериментам» — говорится в аннотации проекта.

«Дорога в Рай». Пролог.

Авторов проекта беспокоила опасность развлекательной кинопродукции и компьютерных игр, формирующих у детей ложное представление о ценности жизни, о необратимости поступков и о неотвратимости смерти. Альтернативой этому могла бы стать художественная литература, но читающих детей сейчас очень немного. Поэтому и был выбран театр, где главные роли играют актеры-подростки, сверстники зрителей.

Сюжет выбранного для этой цели музыкально-философского спектакля «Дорога в рай» был построен на трех новеллах Рея Бредбери.

Зрители видели, как маленькие Гарольд и Талли из рассказа «Озеро» весело кружились на песке, как взрослый Гарольд внезапно встретил свою погибшую возлюбленную, и как прорвавшееся из глубины души чувство лишило будущего его самого и погубило его брак с далекой от этой трагедии Маргарет.

«Озеро».

Маленького Джонни, героя следующей новеллы «Морская раковина» наоборот тянуло неведомое, ему не терпелось выздороветь, чтобы уехать к морю, и даже любовь мудрой и понимающей мамы не могла удержать его. Мечта, подобно лабиринту ракушки, втянула мальчика в себя, оставив одинокой маме лишь прощальный крик и плеск тела о волны.

«Морская раковина».

Несмотря на трагичное содержание, обе истории были поставлены очень светло, их герои — полны энергии, и даже трагичные мгновения наполняли их лица особой яркой силой. Глядя на них казалось, что и Гарольд, и Джонни были правы в своем безумном возвышенном выборе, а острое чувство сострадания к брошенным ими людям пришло уже потом.

« Озеро».

Этого нельзя сказать о героине третьего рассказа «Смерть и дева» — старушке, всю жизнь не выходившей из своего дома. «Поначалу жизни боялась, потом — смерти» — объясняла она своему загадочному гостю, предложившему ей заново пережить миг молодости перед уходом в вечность. И вот старая карга, забывшая даже свое имя, стала юной и прекрасной Клотильдой, полной веры в себя, задора и надежд.

«Смерть и дева».

Сложность спектакля, многогранность сюжета и обилие образов заставляли задуматься даже взрослых. «После этого спектакля во мне осталась внутренняя тишина,» — призналась психолог Татьяна Скрыгловецкая, взявшая на себя сложную роль модератора дискуссии.

«Последствия нелепой случайности передаются другим людям, и гибель Талли стала трагедией не только для ее мамы и Гарольда, но и для жены Гарольда, создав резонанс, который тянется очень долгие годы», — предложила она тему для обсуждения.

Татьяна Скрыгловецкая

«Жизнь каждого живого существа важна. За каждым из нас, за любым незнакомцем с улицы, стоит своя история, и она может стать темой для пьесы. Один из посылов нашего спектакля — судьба каждого человека на этой планете может найти у кого-то душевный отклик. В каждом из нас есть то, с чего началась его история — цепочка событий, ситуаций... и не может быть так, что этого жалко а этого — нет, этот хороший, а тот — плохой» — добавляет постановщик спектакля Анастасия Вернер.

Анастасия Вернер

Подросткам же, и актерам, и зрителям, было сложно вступить в серьезный разговор. Первым преодолеть стеснение решился Вадим Глушкин, сыгравший в спектакле одну из главных ролей — Кузнеца. Именно его обаяние и юмор смогли расшевелить гостей, и на лицах ребят из зала тоже появились улыбки.

«Я, наверное самый непонятный персонаж в этой истории. Висит и висит. Оказался не в том месте не в то время. Никто не знает, против чего он был. А был он против того, чтобы никто не умирал, против бессмертия. Но ничего не вышло, он оказался там. Люди совершили большую ошибку, казнив его, получается, — смеется... — И вот Кузнец ходит вместе со Смертью, наблюдает эти истории, и он ощущает все это, и понимает, что в людях есть надежда, не все они черные и злые. Абсолютно все люди рождаются добрыми, а потом что-то на них влияет...»

Вадим Глушкин.

О своем понимании образа Кузнеца рассказала Алиса Нилова: «Для этой бабушки Кузнец — свидетель, олицетворение совести. Говорят, что перед смертью жизнь проносится — хорошие поступки, плохие. Я считаю, что правильно, что у смерти появился такой компаньон, олицетворяющий совесть. Хотелось бы, чтобы он был у каждого, но чтобы мы не занимались самобичеванием, а думали, как поступить в следующий раз по-другому. В моей жизни ведь тоже есть моменты, за которые мне стыдно, и я с позиции своего опыта сейчас поступила бы по-другому. Поэтому не страшно ошибаться».

Алиса Нилова.

«Когда я начинала играть этот спектакль, мне не очень нравилась эта тема, была сначала неохота играть. Но потом я вошла во вкус, увидела глубокий смысл, который можно передать другим — что нужно жить и любить жизнь. Ведь это дано свыше не просто так. И теперь мне нравится играть этот спектакль, нравятся все персонажи», — добавила Лиза Самусева.

Лиза Самусева.

Разговор плавно перешел к влиянию театра на жизнь актеров. Одним ребятам легче давались серьезные пьесы, помогавшие выплеснуть негативную энергию, другим же наоборот больше нравилось играть сказки и комедии, где можно расслабиться. Но в одном сошлись абсолютно все — театр помогает сохранить детство, наполняет его яркими переживаниями, интересными событиями, прекрасными друзьями.

Участницы спектакля.

«Обычный ребенок живет в условиях, где из него делают маленького взрослого. Он зажимается, он зачастую не умеет выразить радость своего детства. ребята из театра пластично и гармонично выражают себя. они знают что это безопасно, радостно и это остается с ними. Не зря театральные капустники выходят на телеэкраны — в них сохраняется частица детства,» — объясняет Татьяна Скрыгловецкая.

"Ребята, а не возникло ли желание побыть с той стороны сцены? Попробовать — а как оно там? — неожиданно возник вопрос. И тут один из зрителей признался, что когда-то хотел играть в театре, но побоялся, что не справится, забудет текст... и отказался.

Ребята из «Задверья» тут же наперебой рассказали своим гостям, как они оказались в театре, как с нуля учились сценическому искусству, как легко запоминать тексты, и как умело друзья приходят на помощь, когда кто-то забыл роль. И похоже именно в этот момент им удалось убедить своих гостей, что они — самые обычные подростки, и возникло ощущение первого, еще хрупкого контакта.

«Дорога в Рай». Пролог.

Когда встреча закончилась, двое ребят из социального центра спросили у руководителя студии Александры Алешиной — можно ли им попробовать играть в театре? И несмотря на то, что учебный год был уже в разгаре, в театре приняли решение — взять ребят на обучение и попробовать задействовать их в готовящемся спектакле.

И независимо от того, было это минутным импульсом или серьезным шагом, можно сказать, что барьер, казавшийся непреодолимым весь этот вечер, был сломан.

Хочется верить, что у проекта «Говорить нельзя молчать» есть будущее — ведь такие встречи могли бы быть интересными очень многим подросткам. Театр готов к диалогу, но многое зависит от руководства школ, от желания преподавателей выйти за рамки стандартных методичек и попробовать дать ребятам необычный шанс — в таинственной театральной атмосфере услышать голоса своих сверстников, и самим быть услышанными.

Ольга Ясененко.

Фотографии спектакля предоставлены художественным руководителем театра «Задверье» Александрой Алешиной.

Предыдущие очерки о спектаклях театра:

Дорога в Рай или как говорить с детьми о насилии и смерти.
В гостях у Емели — путешествие в веселую и мудрую сказку театра «Задверье».
«Одинокая на ветру» — по дороге от войны к свету.
Старинная баллада о королях наших дней.
Не-бродвейский мир купчинских кошек.
О светлых людях и зеленых бананах.
Демон» из театра «Задверье.