За муниципалами присмотрят

С 1 января органы государственной власти начнут пристальнее следить за работой российских муниципалов. Вступают в силу изменения в ст.77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В прежней редакции уполномоченные органы государственной власти наделялись правом контролировать только то, как муниципалы исполняют переданные им отдельные государственные полномочия.

В Санкт-Петербурге, например, таких полномочий всего два: опека и попечительство и определение лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Исполнение основных полномочий и бюджета контролируется сейчас прокуратурой и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга. Плюс все принятые нормативно-правовые акты проходят проверку в юридическом комитете администрации Губернатора и затем включаются в Регистр НПА (или отправляются назад на доработку)

К. Лебедев "В земском собрании"
К. Лебедев "В земском собрании
"
Что теперь будут контролировать органы государственной власти?

– Исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований

Также органы государственной власти будут следить за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Ежегодно будет составляться план проведения проверок. При этом готовить его проект будут контролирующие органы государственной власти, а формировать на их основе окончательный план – прокуратура. Информация о результатах будет публиковаться на официальном сайте контролирующего органа.

Чтобы у муниципалов не было соблазна проигнорировать запросы контролирующих органов, законом отдельно оговаривается порядок предоставления информации, минимальный срок ее предоставления, а также основания непредставления органами местного самоуправления запрашиваемой информации.

Пока трудно представить, каких ресурсов потребует исполнение этого закона. Местное самоуправление в нашей стране имеет самые разные формы. Это и городские, и сельские поселения, и муниципальные округа, и муниципальные районы… Точно так же различается их деятельность. Можно предположить, что задача постоянно контролировать все, что делает муниципальная власть – не самый радостный подарок для государственных служащих. В иных местах это и вовсе может привести к злоупотреблениям, хотя законом и оговорено, как часто могут проводиться проверки.

Еще один вопрос, который возникает автоматически, — А как это соотносится с тем, что органы местного самоправления не входят в систему органов государственной власти? К чему в итоге все это приведет? Да, снова есть оговорка, что с муниципалов нельзя требовать исполнять то, что не входит в их полномочия. Но исключает ли это возможность управлять фактически их деятельностью? Закон есть закон, а практика есть практика.

Отдельно нужно сказать о нашем городе. Санкт-Петербург – город федерального значения, и местное самоуправление на его территории осуществляется в рамках собственного законодательства. С учетом новой редакции Федерального закона, потребуется внести изменения в Закон «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге». Вполне возможно, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга включит этот вопрос в повестку одного из ближайших заседаний.

Законодательство по теме:
— Федеральный закон от 21.12.2013 N 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
— Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
— Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»
О.И.