Полемика на лезвии туберкулеза
Противотуберкулезный диспансер Фрунзенского района № 17 готовится к переезду в здание Городского противотуберкулезного диспансера (ГПД). За слияние медучреждений выступает главный фтизиатр города, однако сотрудники районного диспансера с его позицией не согласны.
Формальным поводом для переезда туберкулезного диспансера № 17 стала передача его здания на Боровой, 1 Санкт-Петербургской епархии. Однако церковь не торопится выгонять медиков, а главный фтизиатр Комитета по здравоохранению и главный врач Городского тубдиспансера Александр Пантелеев не скрывает: причина оптимизации — экономия бюджетных расходов на фоне спада заболевания.
"Фтизиатрическая служба давно уже не нуждается в масштабных площадях, занимаемых в советское и постперестроечное время (... ) В сравнении с 1990-ми, нагрузка на службу уменьшилась в разы. За последние 15–20 лет все-таки многое изменилось — нет массовой безработицы, голодающих, нет тех стрессов, что были в постперестроечный период (тогда случился массовый всплеск заболеваемости). Стала другой медицина — сейчас у нас есть возможность современными препаратами вылечить пациента раз и навсегда, а раньше он часто превращался в хронического больного. Сейчас социально адаптированному человеку и заразиться-то негде — в его окружении нет распространителей инфекции. В метро люди не заражаются. В основном болеет дезадаптированное население — наркоманы, алкоголики, много пациентов с ВИЧ. И кстати, опасения, что пандемия [коронавируса] станет причиной роста заболеваемости туберкулезом, не подтвердились».
Сотрудники диспансера № 17 с таким мнением категорически не согласны: «Мы прекрасно знаем, как тяжело болеют и даже умирают вполне благополучные в социальном смысле люди. Хочется заметить, что дезадаптированные личности (наркоманы, алкоголики, ВИЧ инфицированные) также ездят в общественном транспорте, поэтому утверждение господина Пантелеева о невозможности заразиться туберкулезом в метро выглядит очень странным и недостоверным. Многие жители нашего района приняли в семьи наших братьев и сестер — беженцев с Украины. И мы не понаслышке знаем о высоком уровне заболевания туберкулезом жителей этой страны. Неужели власти не опасаются массового распространения этой болезни?»
Фтизиатры Фрунзенского района считают, что переезд тубдиспансера № 17 из отдельного трехэтажного здания в кабинеты Городского противотуберкулезного диспансера станет ликвидацией их медучреждения. Они опасаются, что огромная профилактическая работа, которую они много лет ведут с жителями Купчино, на новом месте приобретет формальный характер. А это обернется массовым заражением жителей туберкулезом. Позицию медиков поддержала депутат Государственной Думы Оксана Дмитреева:
"Туберкулез остается одной из самых смертоносных инфекций в мире. В 2022 году Всемирный день борьбы с туберкулезом отмечался под лозунгом: «Мобилизуем ресурсы для борьбы с туберкулезом. Спасем жизни!», который говорит о настоятельной необходимости вложения ресурсов в принятие мер по активизации борьбы с туберкулезом, о необходимости привлечь внимание общественности к катастрофическим медицинским, социальным и экономическим последствиям этой болезни и активизировать усилия по ликвидации глобальной эпидемии туберкулеза", — написала парламентарий в своем обращении к Александру Беглову.
Здание ГПД на Звездной, 12, по мнению фтизиатров с Боровой, сильно перегружено. В ГПД проводятся сложные обследования по направлениям из районных диспансеров, а в его больнице лечатся люди с острой, то есть заразной стадией заболевания. Также ГПД выполняет функции диспансера. Московского района, а теперь к его пациентам добавятся и купчинцы. Александр Пантелеев считает, что уплотнение не скажется на качестве медицинского обслуживания: "Медицинские работники переводятся в объединенное медучреждение в полном составе и будут обслуживать по-прежнему Фрунзенский район по установленным Минздравом нормам — на 10 тысяч взрослого и детского населения 0,6 должности врача-фтизиатра, а с ними — медсестры и санитары». Но медики Фрунзенского района выдвигают свои аргументы:
«Вырастет риск заражения в условиях скученности, которая обязательно возникнет в здании на Звездной. Будет большая вероятность заразиться в очереди. У каждого из нас могут возникнуть различные поводы для посещения диспансера, например, нужно получить после обследования справку об отсутствии туберкулеза для работы. И очень важно получать медицинскую помощь, консультацию или вышеуказанную справку без риска заражения. Особенно это касается наших детей».
Обращаясь к Александру Беглову, депутат Оксана Дмитриева напомнила ему о попытке реорганизовать фтизиатрическую службу в 1990-е годы с целью сократить финансирование и сэкономить деньги. Та реформа обернулась вспышкой заболевания, и эпидемии удалось избежать лишь благодаря срочной отмене нововведений. «Неужели желание получить сиюминутную выгоду должно превуалировать над желанием уберечь жителей города, сохранить их здоровье и жизни?» — спросила градоначальника Дмитриева. Депутат попросила Александра Беглова оставить на своем месте диспансер № 17 пока для него не будет построено здание на давно уже подобранном участке на улице Олеко Дундича.
В своем интервью Александр Пантелеев привел данные статистики, оправдывающие оптимизацию. Однако медики из тубдиспансера Фрузненского района считают, что снижение числа больных туберкулезом говорит не об исчезновении болезни, а об огромной и слаженной работе российских фтизиатров, в том числе и их коллектива. Это результат грамотного распределения внутреннего пространства диспансера № 17 и ответственной работы сотрудников — от врачей до технического персонала, создавших удобные и безопасные условия для приема пациентов. И если медики считают, что в новых реалиях они не смогут наладить работу на должном уровне, разве к их мнению не стоит прислушаться?
Ольга Ясененко.