Антропология Купчино: студенческие исследования — на суд жителей
Библиотека имени Чехова продолжает удивлять необычными событиями — в субботу 27 марта ее актовый зал стал университетской аудиторией. Здесь проходил семинар по исследованию спальных районов, и два доклада из пяти были посвящены Купчино.
Зал был полон — рядом со студентами магистратуры и преподавателями Европейского университета сидели жители Купчино. И тем докладчикам, чьи работы были связаны с нашим районом, было непросто, ведь им пришлось «отвечать за базар» в самом прямом смысле.
Преподаватель курса «Историческая память: источники и методы» Екатерина Мельникова заранее предупредила, что на семинаре будут представлены не результаты грандиозных исследований, а небольшие курсовые эссе. «Но я надеюсь, что мы узнаем что-то новое и сможем обсудить», — добавила она. А Михаил Лурье, автор курса лекций «Антропология города», заметил, что его студентам-купчинцам было интересно «спроецировать на исследование свою локальную идентичность».
Семинар открыли студентки факультета истории Европейского университета Елизавета Валькова и Анастасия Самойлова, их доклад назывался «Низовая память: парадоксы восприятия Купчина». Девушки очень волновались, ведь такое выступление для них впервые.
Объектом «полевого» исследования Анастасии и Елизаветы стали обычные местные жители, чей голос часто остается неуслышанным. К сожалению, студентки ограничились всего четырьмя информантами — мужчиной и женщиной старшего возраста и юношей с девушкой. Но все же исследование выявило несколько забавных моментов.
Никто из информантов не смог толком определить границы Купчино, однако все они воспринимали центр города и другие районы как иное пространство. Купчино, по их мнению, не имеет каких-либо особенностей, однако при этом является «городом в городе» и жить здесь куда лучше чем на Парнасе, в Невском районе, или на Комендантке. Опрошенные люди не отождествляют Купчино со своей родиной и не интересуются его историей, однако старшее поколение чувствует с ним сильную эмоциональную связь.
В результате был сделан вывод, что люди позитивно воспринимают свой район, но все усилия местных активистов по созданию положительного образа Купчино остаются невостребованными. И разумеется купчинцы решили его оспорить.
Краевед Денис Шаляпин отметил важную деталь — ни один из руководителей Купчино не откликнулся на идею создать здесь краеведческий музей. И именно отсутствие интереса к истории района на административном уровне (не считая сомнительных проектов Терентия Мещерякова) и дает печальный результат — многие люди ее не знают.
Глава муниципалитета № 72 Павел Швец посоветовал обратить внимание на тот факт, что жители района называют себя именно «купчинцами», а многотысячные митинги и десять тысяч подписей, собранных за парк Интернационалистов, доказывают, что люди все же ассоциируют себя с малой родиной.
Эссе второго докладчика Никиты Шевчеко называлось «Твоё Купчино»: мобилизация идентичности и конструирование «другого» в коммуникации на локальных онлайн-площадках". Купчино на этот раз было не объектом исследования, а чем-то вроде испытательного антропологического полигона.
Никита подметил, что осознание себя как купчинца часто становится важным аргументом при спорах в медийном пространстве. Купчинские паблики докладчик условно разделил на соседские и гражданские, причем обе функции могут сменять или дополнять друг друга. А обсуждаемые в на онлайн-площадках конфликты могут влиять на имидж района — так Купчино из гетто гопников становится районом активных горожан.
В соцсетях многие участники споров воспринимают противоположную сторону как «устойчивую единую группу с определенными характеристиками». При этом некоторые противники оказываются полностью обезличенными — например «застройщики». Самой сложной из конфликтных категорий оказались «понаехавшие» — о них упоминали лишь в связи с их дурными поступками, а кто именно входит в эту группу, так и осталось неясным.
И конечно купчинцев заинтересовала старая карта с народными названиями кварталов. Никите она была важна как иллюстрация деления на своих и чужих, а купчинцам было интереснее, откуда взялись эти названия, как менялись со временем, когда исчезли...
Многие вопросы, затронутые на этом семинаре, были вполне достойны дальнейшего изучения, и было бы интересно сравнить результаты подобных исследований, проведенных в разных районах. Ведь, по меткому замечанию одного из участников дискуссии, «Краб и Креветка везде будут страшными, а елочки и зелень везде нужны!»
«У меня очень положительные впечатления от семинара. Я была очень рада тому факту, что библиотека смогла стать местом диалога местного сообщества и академического, университетского. Благодаря подобным семинарам в общедоступные районные библиотеки приходят молодые люди, молодые ученые, которые раньше не обращали на нас внимание. Мы планируем продолжать подобные проекты, сейчас обсуждаем возможность проведения конференции, ищем финансирование для совместных проектов с преподавателями, студентами Европейского университета,» — рассказала организатор семинара, специалист Отдела развития и культурно-выставочной деятельности ЦБС Фрунзенского района Александра Воронина.
«Это был довольно сложный формат для исследователя, потому что студенты магистратуры ориентированы на научно-исследовательскую работу, и им трудно выйти из привычной среды, где есть научный язык, терминология, методология, на контакт с обычными людьми, ориентированными на другие вопросы и цели. Но всем студентам показалось, что это был интересный и полезный опыт, и они очень благодарили за такую возможность,» — рассказала Екатерина Мельникова.
Совместное обсуждение докладов оказалось, наверное, самым необычным моментом этого семинара — купчинцам хотелось уточнить или дополнить исследования будущих ученых, и порой в зале разворачивалась целая дискуссия. И безусловно, такой диалог поможет студентам глубже понимать затронутую тему, а их слушателям даст повод задуматься об интересных моментах повседневной жизни, раньше почему-то ускользавших от глаз.
Ольга Ясененко.
Р.S.: Краткий обзор докладов не является их конспектом и содержит лишь любопытные моменты, заинтересовавшие автора.