Фото Дениса Шаляпина. www.kupsilla.ru

Голоса в защиту Цимбалинского путепровода

Города меняются быстрее, чем живущие в них люди. На наших глазах старинные заводы становятся жилыми кварталами, на месте лужаек вырастают торговые центры, а уютные, зеленые улицы превращаются в широкие, насыщенные автострады.

Новое не всегда строится на месте старого, и порой после сноса того или иного сооружения остается пустое, невостребованное пространство. Именно такая судьба может постигнуть Цимбалинский путепровод — дореволюционный мост, широко шагнувший над станцией «Сортировочная» из Невского во Фрунзенский район.

Цимбалинский, или Фарфоровский мост построен еще в 1910 году и, несмотря на проведенную в 1970-х годах реконструкцию, все еще хранит дух своей эпохи. Строгие изогнутые фермы украшены рядами круглых заклепок, а железные перекрытия напоминают об оборудовании заводских цехов. Вблизи мост смотрится сурово, а издали кажется изящным и плавным. Сейчас так не строят, и вряд-ли когда-нибудь вернутся к этому стилю!

Цимбалинский путепровод вблизи. Фото Дениса Шаляпина www.kupsilla.ru

Цимбалинский путепровод, вид издалека.

Именно такие строения дают возможность прикоснуться к истории нашего города, к тем временам, когда железная дорога была не только символом высших инженерных достижений, но и ярким образом грядущей цивилизации, где «тоска дорожная, железная, свистела сердце разрывая». Поэтому вполне понятно обращение жителей города к губернатору Александру Беглову с просьбой сохранить и отреставрировать старинный мост.

«От лица велосипедного и градозащитного сообществ Санкт-Петербурга, а также от лица жителей Невского и Фрунзенского районов обращаемся к вам с просьбой не допустить уничтожения одного из двух самых старых городских путепроводов и содействовать включению его в новый веломаршрут, который свяжет живописную набережную Невы в районе парка имени Бабушкина с Софийской улицей. Речь идет о Цимбалинском путепроводе, по праву достойном присвоения статуса объекта культурного наследия».

Открытие Фарфоровского моста. 1910 год.

Поводом к обращению стал готовящийся снос Цимбалинского моста в рамках строительства нового, четырехполосного путепровода. Однако по проекту новый мост будет расположен южнее старинного, и его строительство вовсе не требует сноса исторического моста.

«Мы твердо убеждены, что старинный Цимбалинский путепровод заслуживает не только сохранения, но и вдохновения в него новой жизни. Он может стать ключевой составляющей новой велодорожки, которая могла бы, взяв свое начало на набережной Невы — в Саду Крупской или в парке имени Бабушкина — перепорхнуть по Цимбалинскому путепроводу из Невского района во Фрунзенский (маршрут может пройти вдоль улиц Дудко и Цимбалина по зеленой, отделенной от автомобильной дороги трассе, в которую можно переделать заброшенную линию отвода железной дороги), выйти на Софийскую улицу, а в перспективе соединиться с существующей велодорожкой на Софийской в районе Шушар и дотянуться до самого Колпино! Что сделало бы этот веломаршрут самым длинным из существующих в Петербурге.

Именно Цимбалинский путепровод станет “изюминкой” этого маршрута. Здесь будут назначать свидания, молодые семьи с детьми, отдавшись на волю романтики железных дорог, станут наблюдать за работой маневровых паровозов и загадывать новые путешествия, глядя, как внизу несутся поезда дальнего следования».

Проект общественного пространства на Цимбалинском мосту.

К сожалению, шансов выжить у Цимбалинского моста мало. Он по-прежнему находится на балансе компании РЖД, которая давно уже «прославилась» утилитарным подходом к ненужной ей собственности. Так в 2018 году в Купчино были снесены дореволюционный деревянный дом у платформы «Волковская» и уютная постройка стиле «модерн» у платформы «Проспект Славы».

Немало подобных примеров найдется и по всему городу. Так, по маленьким кусочкам, мы теряем те следы прошлого, которые вполне можно было бы сохранить и приспособить под новые цели. Подобный подход характерен и для Смольного, причем нередко он применяется даже к величественным строениям, формирующим парадный облик Санкт-Петербурга, таким как СКК «Петербургский». Теперь на очереди оказался Цимбалинский путепровод.

«Мы просим вас не допустить уничтожения этого уникального и самобытного уголка Санкт-Петербурга, в перспективе способного привлекать со всего города жителей, желающих проникнуться шармом железных дорог и совершить отсюда велосипедную прогулку до набережной Невы», — просят губернатора авторы обращения. — координатор движения “Живой город” Антонина Елисеева, руководитель “Петербургского велообщества” Павел Хусу, руководитель движения “Красивый Петербург” Красимир Врански, заместитель председателя совета петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов, глава совета депутатов МО №72, по территории которого должен пройти новый веломаршрут, Павел Швец, руководитель движения “Не всё равно” Владимир Каплюк и журналист Олег Мухин.

Фото Дениса Шаляпина www.kupsilla.ru

Но, как это часто бывает, интересная идея упирается в компетенцию и уровень ответственности профильных чиновников. Ранее КГИОП, зная о готовящейся стройке, отказал горожанам в признании Цимбалинского путепровода объектом культурного наследия. А теперь специалисты остальных ведомств приводят это решение, как свой главный аргумент.

На обращение активистов уже пришла краткая отписка КРТИ — не обсуждая идею защитников моста, заместитель председателя ведомства Сергей Баринов просто сообщил, что работы по созданию путепровода будут идти по разработанному плану, а тротуар с велодорожкой сделают по краям его проезжей части.

Цимбалинский путепровод находится в малонаселенной промзоне, которая постепенно застраивается многоэтажными домами. Сейчас жителей окрестных домов больше беспокоят другие проблемы — приближение нового путепровода к окнам их квартир, демонтаж съезда к домам Фарфоровского поста, из-за чего вырастет транспортная нагрузка на дворовый проезд, вырубка лиственничной аллеи. Да и совместить старый мост с новым технически будет очень непросто. Удастся ли градозащитникам все-таки сохранить исторический путепровод — покажет время.

Ольга Ясененко.