Вдоль по Волковке: природа и люди в поисках лучшей доли
В минувшие дни загнанная в канал но непобежденная «Великая Купчинская Река Волковка» снова привлекла к себе внимание. Сначала о ее заброшенном состоянии рассказал в репортаже юный видеоблогер Евгений Петров, а потом группа студентов из объединения «Парадигма» решила пройтись вдоль берега и посмотреть, что здесь можно изменить к лучшему.
Объединение неравнодушных студентов, молодых специалистов и просто горожан «Парадигма» было создано совсем недавно. Тем не менее, их интернет-газета «Нооскоп» уже получила известность как серьезное издание, посвященное актуальным проблемам нашего мегаполиса и возможным способам их решения.
В состоявшейся 2 мая инспекции реки Волковке приняли участие активисты «Парадигмы» Павел Горячкин, Кирилл Константинов и Антон Трафименко, а также купчинцы — Павел Швец, Денис Шаляпин, Смирнова Татьяна с ребятишками Игорем и Ирой, и автор этого репортажа Ольга Ясененко.
Стоит добавить, что это уже второе исследование реки Волковки — первые, гораздо более масштабные экспедиции, были проведены в купчинцами 2014—2015 годах. Их участники прошли вдоль реки от ее истока на Пулковских высотах до места впадения в Неву, а также изучили русло Шушарского ручья. Обо всех этих походах краевед Денис Шаляпин рассказал в статье «Светлая река, несущая нечистоты».
Сейчас городская часть русла Волковки подобна полю битвы — природа изо всех сил пытается преодолеть огромную техногенную нагрузку, пытаясь создать средь гор мусора крохотные островки красоты и уюта. Над мутной водой склоняются чуть тронутые юной зеленью ветви, сквозь покрышки и горелую сухую траву пробивается свежая зелень. Земля словно ждет помощи людей и готова откликнуться на любой знак внимания с их стороны.
Инспекция Волковки началась от пересечения Шушарского ручья с Балканской улицей. Место это сейчас отдано на откуп гаражным кооперативам, авторемонтным мастерским и автомойкам. Но несмотря на это, запущенный берег ручья здесь не так сложно привести в порядок — достаточно разобраться со скопившимся мусором и подсыпать плодородный грунт.
К сожалению, мы очень недооцениваем рекреационные ресурсы промзоны за Малой Балканской улицей — если красиво оформить линии гаражей, привести в порядок ограды маленьких предприятий и проложить дорожки, здесь получилось бы уютное место для тихого отдыха и велопрогулок.
Место слияния Шушарского ручья и Волковки летом выглядит очень красивым — искусственные берега зарастают высокой травой, а береговые склоны напоминают естественный рельеф. Здесь природа, если ей не мешать, вполне способна самостоятельно создать уютный уголок с разнообразной растительностью и прозрачной водой.
Стоит добавить, что по другую сторону Балканской улицы находится небольшой участок естественного русла Волковки. Сейчас оно выглядит не очень привлекательным, но летом там цветут одичавшие яблони, сирень и разноцветные люпины.
Со временем здесь может появится рекреационная зона, она намечена в проекте планировки территории бывшего садоводства «Московка». Однако не хотелось бы, чтобы при ее создании естественный пейзаж засыпали строительным грунтом, как это случилось в парке Героев-Пожарных.
На подходе к Балканской площади, там, где русло реки превращается в канал, наше внимание привлекли небольшие пороги с растущей травой. Подобные элементы ландшафта можно было бы создать искусственно на всем протяжении канала, чтобы он выглядел живым и радовал глаз. Здесь же беспокойная мама-утка выгуливала стайку своих симпатичных крошек.
Ближе Балканской площади Волковка выглядит весьма урбанистичной, но ее берега более-менее прибраны, намного лучше, чем русло. Правда, сброшенные с обрыва фонарные столбы у всех вызвали недоумение — почему их не увезли после демонтажа, а покидали вниз? ,Живую природу здесь представляют важно разгуливающие по берегу утки, чайки и голуби.
Следующим, наверное, самым печальным местом, которое мы увидели в этот день, была старая, еще дореволюционная канава, идущая вдоль железнодорожных путей за Дунайским путепроводом. Она была так сильно замусорена, что вода в ней казалась уже мертвой. Но это не так — ведь достаточно убрать мусор и грязные стоки, природа сама завершит работу, создав здесь свою, пусть невзрачную, но все же живую экосистему. В любом случае, подобных неприглядных мест в городе быть не должно.
Параллельно железнодорожной канаве вдоль гаражей идет второе, основное русло нынешней Волковки, оно было прорыто в 60-е годы ХХ века. Когда-то купчинцы во главе с Павлом Швецом проводили здесь символическую акцию по очистке Волковки от покрышек. К сожалению, за четыре года в реку накидали новых, да и стоки из труб, на которые активисты еще тогда обратили внимание, так и не иссякли.
К слову, летом эта местность радует разнотравьем, а по берегам можно увидеть даже кустики земляники. Береговые тропинки, в том числе и несостоявшийся участок Балканской улицы, после небольшого благоустройства, вполне могли бы стать дорожками уютного линейного сквера.
Но сейчас эта дорога идет «в никуда из ниоткуда». Она соединяет два пустыря — под Дунайским путепроводом и в створе улицы Димитрова. Когда будет построен храм Св. Прп. Герасима Иорданского, эта тропа могла бы соединить его с Балканской площадью. Сейчас же задворки Балканской площади выглядят так, что идти туда совсем не хочется.
Ближе к платформе «Проспект Славы» тянется еще один пустырь. Еще совсем недавно здесь был живописный уголок с зарослями кустарника и высокими деревьями, от которых осталась лишь горстка ив. Все остальные зеленые насаждения зачем-то были уничтожены, а их ветви раскатаны бульдозером по земле.
Очень удивило состояние артиллерийского полукапонира рубежа «Ижора» — его амбразура была до верху засыпана мешками мусора. Недавно станцию «Проспект Славы» посетил врио губернатора Александр Беглов, и районные власти устроили к его приезду генеральную уборку. Вероятно, тогда и появился мусор у подножия памятника, который почему-то так и не вывезли. (Сразу же после публикации фотографии захламленного ДОТа рабочие оттащили мешки а в соседнюю канаву, а экскаватор засыпал их землей).
Груда кирпичей по-прежнему лежала на месте дореволюционного домика у бывшего железнодорожного переезда — в минувшем году ООО РЖД решило избавиться от ненужных построек. Рядом с руинами Денис Шаляпин неожиданно сделал интересную находку — под старым асфальтом переезда сохранился ряд булыжников от старинной Куракиной дороги.
Идея создать здесь рекреационное пространство витала в воздухе уже давно — купчинские активисты хотели соединить аллею у железной дороги с Купчинским сквером, сделав неподалеку от водопада мост через Волковку и пешеходный переход через Белградскую улицу. По проекту, зеленая зона около железной дороги должна была стать частью исторического сквера «Деревня Купчино».
Старинный домик и ДОТ должны были стать частью этого пространства. Однако своими силами купчинцам удалось лишь покрасить старинный речной знак, предупреждающий «капитанов» о проложенных на дне коммуникациях. Печально, но судьба этого дикого скверика показывает, что все, что не успели «застолбить» активные жители, очень легко утратить.
К сожалению, современный подход к рекреационным пространствам не предусматривает творческого благоустройства окрестностей промзоны, полосы отвода железной дороги и прочих удаленных, но все же посещаемых мест. Да и сами жители почти не верят, что эти «задворки» могут стать полноправной и эстетичной частью городского пейзажа.
Красиво оформить даже спрямленное в канал русло Волковки, при разумном и жестко контролируемом расходовании средств, вполне реально. А если довериться природе — многие вопросы дизайна она способна решить самостоятельно — об этом красочно говорят заросшие очитком бетонные плиты и зачем-то вырубаемые прибрежные заросли диких роз.
Наша прогулка по Волковке закончилась около платформы «Проспект Славы». Своими мыслями о состоянии и благоустройстве ее берега активисты «Парадигмы» поделились в статье «Инспекция Волковки: общий взгляд». Хочется верить, что у этих ребят большое будущее, и на смену некомпетентным чиновникам и бездарным дизайнерам придут настоящие специалисты, знающие и любящие свой город.
Ольга Ясененко.