Старинная баллада о Королях наших дней
И снова магический мир маленького театра «Задверье» распахнулся навстречу зрителям. Переступая я порог небольшого зала, я уже невольно настраиваюсь на встречу с чем-то очень необычным и важным. Опасное состояние, ведь если ожидание не оправдается, до разочарования — один шаг.
Но вот гаснет свет, и я чувствую, что действо захватывает с первых же минут. Старинная «Scarborough Fair», грустная баллада о недосягаемом счастье, переплетается с русскими напевами о юности, чистой любви и радостных весенних днях... и время отступает прочь.
Ах, иначе в былые года
Колдовала земля с небесами.
Чуда чудные зрелись тогда,
Дива дивные деялись сами...
Перед зрителями раскрывается дивный, манящий мир гордых властителей и божественных дев, печальных менестрелей и уродливых шутов. Мир неистовых желаний, упоения властью, гордых полетов и страшных ран от удара о неприступное Небо.
На первый взгляд этот мир кажется фантазией, плодом воображения. Но почему тогда, переходя из поколения в поколение, он кочует по юным душам, сталкивая их с величественным бытием, заставляя постигать его законы, искать свое место, и давать ответ своим творчеством?
Мы прекрасны и могучи,
Молодые короли,
Мы парим, как в небе тучи,
Над миражами земли...
Трое юношей на маленькой сцене — жестокие, властные Короли, рожденные пером самого благородного героя Серебрянного века — Николая Гумилева. По очереди они рассказывают нам каждый свою сагу — печальную исповедь, о том, как как постигая вершины могущества, они обрели там лишь разочарование, тоску и унижение.
Истории Королей, основанные на стихотворениях Николая Гумилева «Сказка о Королях», «Змей», «Дева Солнца», «Король и Певец» и «Баллада» по сюжету совершенно непохожи друг на друга. Но все они ведут к одному финалу — сила и власть Королей не выдерживает столкновения ни с небесной красотой, ни с земной любовью, ни с уродливыми объятиями смерти. И, казалось бы ничто уже не способно спасти, преобразить их души, пораженные яростью и болью.
По прежнему тих одинокий дворец,
В нем трое, в нем трое всего:
Печальный король и убитый певец
И дикая песня его.
Но несмотря на сложность и трагичность сюжета, спектакль смотрится очень легко. Изящные, светлые костюмы, верно подобранная музыка, мелодичные народные песни и вдохновенные лица юных актеров, кажется, играют свою, особую роль. Они словно соперничают с самой темой повествования, провозглашая победу добра даже там, где, по смыслу, она уже невозможна.
Спектакль получился очень гумилевским по духу. Много лет живший за границей, вдохновлявшийся творчеством самых разных народов, Николай Гумилев до конца остался русским — и человеком, и поэтом. И фантастический мир, который мы видим со сцены, открывается нам сквозь призму русской культуры — она, словно висящие по краям сцены вышитые полотенца, обрамляет даже самые далекие от нее сюжеты.
Многогранность и эмоциональная глубина юношеских баллад поэта обретает новые краски благодаря тщательно продуманной хореографии и удивительной игре юных актеров. Во время спектакля они появляются в разных, порой совершенно противоположных друг другу ролях. Удивительно, но это нисколько не мешает восприятию, а наоборот как бы вскользь напоминает о возможности иного выбора, иного пути жизни. Но увы, милый, кудрявый мальчик, мечтающий о возвышенной любви, все-таки превращается в жестокого правителя «со сверканьем стали в глазах».
И чтобы стать ее достойным,
Вкусить божественной любви,
Я поднял меч к великим войнам,
Я плавал в злате и крови.
Любовь, а точнее, неспособность любить и становится мерилом, невозвратной точкой величия Королей. Девичьи лики в спектакле чисты и возвышенны. Юные героини. как и во всех спектаклях «Задверья,» очень разные — но на сцене они сплетаются в единый женский образ, нежный, беззащитный и недоступный прикосновению злых сил.
Они словно парят вокруг, озаряя мрак, и даже их гибель кажется победой. Ведь они забирают у Королей весь смысл их существования, оставляя каждого из них по своему переживать опустошение души.
Горе! Умерли русалки,
Удалились короли,
Я, беспомощный и жалкий,
Стал властителем земли.
Трагедия последнего из Королей, превратившегося в посмешище, финальная сцена этого небольшого по времени спектакля, смотрится так, что замирает сердце. Актерская игра Георгия Черноусова пугающе естественна, порой даже страшна. Но когда вдруг ломанные, одичавшие фразы сменяются строгим «Помогите... я умру», ощущение безысходности пропадает. И наконец-то в зал глядят не самовлюбленные глаза, выражающие лишь яркие образы сильного или бессильного эгоизма, а взгляд настоящего человека.
Не слишком ли юны актеры для такого действа? Я не думаю — ведь и большинство стихов, которые легли в основу этого спектакля, написаны Гумилевым в очень юном, почти подростковом возрасте. И именно в молодые годы, когда формируется личность человека, большинство из нас делает выбор — какие ценности будут главными в его жизни.
"Через образы королей вскрываются актуальные нарывы нынешних времен — жестокость, жажда власти, желание обладать через силу, а не через душу и самосовершенствование и другие гнойники сегодняшнего общества.
В жанре сказки или легенды подросткам легче это все понять, пропустить через себя и донести до зрителя. И сделать сегодняшний мир чуть лучше, чуть честнее. Ведь безумный шут в этом спектакле куда чище и честнее сильных мира сего, " — говорит режиссер-постановщик этого спектакля Анастасия Вернер.
Очень хочется, чтобы многие купчинские подростки смогли увидеть этот спектакль, ведь рассказанное сверстниками ими воспринимается лучше, чем нравоучения взрослых.
Но, к сожалению, вопрос о настоящей сцене для «Задверья» еще далек от разрешения, и несмотря на посильную помощь нынешнего руководства ПДМЦ «Фрунзенский», путь к массовому зрителю еще долог.
Главное предназначение театра, как и любого искусства — влиять на окружающий мир, затрагивая сердца как можно большего количества людей. И талантливой труппе «Задверья» обязательно нужно дать такую возможность — все двери, ведущие в их творчество, должны быть распахнуты настежь!
Ольга Ясененко.
Фотографии спектакля предоставлены художественным руководителем театра Александрой Алешиной.
Другие репортажи автора о спектаклях этого театра:
Не-бродвейский мир купчинских кошек
О светлых людях и зеленых бананах
«Демон» из театра «Задверье»