«Ракетка» и чиновники — первый сет словесного турнира
Старый спортивный клуб «Ракетка» в самом сердце Купчино долгое время жил своей жизнью, напоминая о себе лишь известиями о победах своих талантливых воспитанников. Несмотря на скудное финансирование и плачевное состояние помещений люди тянулись именно сюда, где тренеры работали с полной самоотдачей, а юные спортсмены занимали призовые места на городских и всероссийских соревнованиях.
Известие об отмене бесплатных занятий в клубе, о котором сообщили нашей редакции родители занимавшихся там ребят и подтвердили тренеры, было настолько неожиданным, что редакция «Новостей Купчино» решила сама разобраться в этой ситуации.
И вот я в знаменитой «Ракетке». Огромный обшарпанный зал весь оклеен грамотами и дипломами, на облупленном полу выстроились дорогие, профессиональные теннисные столы. А в тренерской комнате везде, где только есть место, расставлены блестящие кубки, и развешаны медали.
Сегодня, 15 марта, здесь состоялась первая встреча родителей ребят из «Ракетки» с представителями районных властей и руководством подростково-молодежного центра, к которому относится клуб. Обеспокоенные люди сидели на сдвинутых в ряды скамейках или стояли вокруг наспех сооруженного президиума.
За стол переговоров сели зам. главы администрации нашего района Эдуард Александрович Ильин, руководитель центра физкультуры и спорта Антон Владимирович Соловьев и руководитель отдела молодежной политики Дмитрий Владимирович Антипин.
Рядом, на отдельном диване удобно расположились директор ПМДЦ «Фрунзенский» Светлана Владимировна Малиновская и ее заместитель.
Впрочем, эти люди большей частью молчали, весь нелегкий диалог взял на себя Эдуард Ильин.
— Хочу сразу ответить на один вопрос, который вижу в ваших глазах. Никто не собирается закрывать клуб «Ракетка» и менять его профиль. Единственное, что планируется в 2018 году — это развитие, еще раз развитие и повышение качества услуг, — начал свое выступление зам. главы района.
А потом перешел к делу.
— Здание клуба принадлежит КУГИ, и отдано в безвозмездную аренду ПМДЦ Фрунзенского района только под целевое использование. Целевая аудитория ПМДЦ — молодежь от 14 до 18 лет, а младшие дети, которых в «Ракетке» около 70%, в нее не входят. Поэтому, на основании постановления правительства СПб, финансирование их обучения не предусмотрено, и тренироваться в клубе они должны платно.
Взамен этого клуба мы можем предложить им заниматься по другой спортивной программе — у нас в районе есть 22 теннисных площадки, не ориентированные на конкретный возраст. Есть 19 школ, где учителя физкультуры проводят бесплатные занятия по по теннису.
Это предложение родителям явно было не по душе, недовольный гул возгласов казалось, заполнил воздух огромного зала. Сквозь него пробивались более-менее отчетливые голоса.
— Уровень подготовки во всех этих секциях намного ниже, чем здесь — высказался молодой мужчина.
— Все это то — массовый спорт, а куда идти не массовым детям? — спросила одна мама.
— Для профессиональных спортсменов есть детско-юношеская спортивная школа – от 5 до 18 лет. Она находится на Загребском бульваре 28, — попробовал успокоить взволнованных родителей Эдуард Ильин. Но этот вариант тоже не никого устраивал. В «Ракетке» ребята тренируются каждый день, у них очень большая нагрузка, и ездить на другой конец района им будет очень непросто. Да и уровень обучения в «Комете», по мнению родителей намного ниже, чем в «Ракетке».
— А как же традиции? — поинтересовался один из пожилых участников собрания, и эти слова тоже вызвали поддерживающие реплики собравшихся.
— Чтобы дети стали настоящими спортсменами, победителями городских и всероссийских соревнований, их нужно «растить» с самых ранних лет.
— Если собирать деньги, таких детей в клубе будет очень мало.
— А как быть с теми, чья семья вдруг не смогла обеспечивать дальнейшее обучение? — почти хором вторили друг другу взволнованные люди.
— То, что дети будут платить за занятия, для нас означает, что клуб закрывается, — объяснил за всех кто-то из родителей.
Отказ обучать младшее поколение словно подрезал корни клуба, превращая его в обычный спортзал с отдыхающими. Ведь вырастить будущих чемпионов можно лишь начиная занятия с самого юного возраста.
Похоже, одному Эдуарду Ильину это было неясно. Поэтому его новое предложение — доучить бесплатно уже занимающихся детей, а новых со следующего года брать за деньги, тоже было встречено в штыки. Люди никак не могли понять, почему вдруг оказалось, что районные власти не могут найти возможности обучать ребят.
Пугала родителей и перспектива ремонта помещения. Их тревоги не были лишены оснований — ведь именно после ремонта лишились своего угла и боксерский клуб на Альпийском переулке, и соседняя с «Ракеткой» секция робототехники. Люди требовали от чиновника дать им гарантии, что после запланированного на будущий год ремонта они снова вернутся в свой родной зал. Казалось, что переговоры зашли в тупик.
— А можно ли перевестись из молодежной политики в спорт? — прорвался сквозь шум чей-то голос.
Этот вопрос тоже был непростым — в 2013 году уже велись разговоры о переводе клуба под управление районного отдела физкультуры и спорта, но за ними ничего не последовало. Слова Эдуарда Ильина о том, что это произошло по вине тренеров, были тут же опровергнуты.
— Я работаю 15 лет, помню ситуацию, не о каком переводе речи не шло. Поговорили и затихло, — ответила на это старший тренер клуба Щетинкина Елена Юрьевна. — Если бы нам предложили ставки, я бы перешла, ведь тогда в ПМДЦ мы работали по контракту. Я официально, по книжке, здесь работаю только третий год и переход на ставку тогда мне был очень нужен.
Стоявшая рядом директор клуба Алла Юрьевна Паршина кивком подтвердила ее слова. Алла Юрьевна тоже работает здесь очень давно, пришла в клуб еще совсем девочкой, а потом стала сама обучать других. К сожалению, Эдуард Ильин мог судить об этой ситуации лишь на основании документов — в нашем районе он работает всего полтора года.
Тогда зам главы района сказал собравшимся, что изучил все бумаги, и судя по ним, перевод был приостановлен на основании десяти жалоб родителей. Это очень очень удивило собравшихся, ведь родители давно хотели смены «патронов» клуба.
На это возлагались большие надежды — по словам собравшихся, если бы клуб принадлежал районному отделу физкультуры и спорта, их дети имели бы возможность выезжать на лето в специальные спортивные лагеря, да и с другим финансированием дело обстояло бы гораздо лучше. Ведь единственный летний отдых, который предложил им ПМДЦ — зал с теннисными столами на ул. Белы Куна.
— Наверное, когда передача не состоялась, была допущена ошибка. Может, сейчас ее исправить и передать нас в спорт? — предложила Елена Юрьевна Щетинкина.
И с этого момента диалог наконец-то перестал быть противостоянием и перешел в конструктивное русло.
- Такая возможность есть. Я услышал ваши пожелания и мы инициируем процесс, — ответил родителям Эдуард Георгиевич. — Но у меня к вам большая просьба. Мне бы очень не хотелось, чтобы появились родители, которые будут против. У вас есть совет родителей, участников. Если большинство из вас готовы начать передачу — мы ее начнем.
— Давайте мы соберем свое собрание и подпишем протокол, — дружно предложили родители.
— Главное, чтобы это было не меньшинство. И чтобы все было прозрачно, публично и в присутствие тренеров.
Наконец-то гул голосов зазвучал одобрительно.
— Спасибо, мы услышали, то что мы хотели.
Кажется, в этом словесном поединке команда «Ракетки», хоть и на словах, одержала победу.
Впрочем, собрание продолжалось еще долго, затрагивались многие вопросы, самый интересный из которых - проблема законного оформления теннисных столов, отданных в безвозмездное пользование одним из спонсоров. Их неопределенный статус был вечным поводом нареканий местных чиновников.
Похоже, это единственная ценная вещь, во всем клубе — тяжелые ярко-синие столы смотрятся очень необычно в потрепанном помещении с разбитой штукатуркой и раздевалками без душа и горячей воды.
— У нас все стены такие, — смеясь сказали мне девочки-теннисистки, когда я осматривала помещения «Ракетки». Мы их грамотами оклеиваем, чтобы дыр было не видно! Действительно, грамот, дипломов и благодарностей у ребят так много, что оклеить ими зал не кажется чем-то сверхъестественным.
А вот другой зал «Ракетки», где находится секция пауэрлифтинга, выглядит более презентабельно. Там все блестит, и много хорошего оборудования.
— Нам ведь всего 18 лет, а не 50, — смеется руководитель секции Наталья Николаевна Огрызько. Здесь тоже все сделано своими руками, и все тренажеры закуплены на свои деньги. Малышей здесь нет, «качалка» принимает ребят начиная с 14 лет.
По мнению тренера, занятия всех таких ребят тоже должны проводиться бесплатно, ведь ПМДЦ работает именно с этим возрастом. Но сейчас центр оплачивает лишь половину ставки преподавателя, то есть занятия 13 подростков, и еще троих воспитанников соседнего детского дома. Хотя секция очень сильная, имеет много наград и желающих заниматься в ней ребят немало.
После окончания встречи я спросила у директора ПМДЦ Светланы Малиновской о ее отношении к тому, что клуб перейдет в другое ведение.
— Если так сложится общественное мнение, мы конечно же не будем возражать, — коротко ответила Светлана Владимировна. Наверное, ей жалко терять такой талантливый клуб, но возможно, это избавит директора центра от необходимости постоянно искать компромисс между разгневанными родителями и вышестоящими чиновниками, требующими соблюдения необдуманных законов.
Хочется верить что после передачи «Ракетки» в ведение спортивного отдела, если она состоится, многие насущные проблемы клуба решатся. Безусловно, появятся и новые — ведь массовый спорт, которым ведает этот комитет, предполагает большое количество бесплатных посетителей всех возрастов.
Но главное сейчас — это сохранить знаменитый клуб — чтобы на углу Альпийского и Будапештской, под вывеской «Ракетки», работали те же самые тренеры и именно сюда приходили талантливые ребята из соседних домов. Ведь всем хорошим традициям необходима преемственность.