Поездка в Тёсово-Нетыльский: на автомотрисе в густые леса
Муниципалитет № 72 организовал для жителей экскурсию в Музей Тесовской узкоколейной железной дороги. В это необычное место нелегко добраться самим, и желающих оказалось много.
Комфортабельный автобус плавно летит по «трассе Е-95». Двести лет назад это была бревенчатая дорога, столь медленная и тряская, что приятнее было идти пешком рядом с повозкой. А на станциях простым людям приходилось долго ждать, пока лошади перевезут знатных пассажиров. Звучит голос экскурсовода, а за окном, как встарь, мелькают бедные деревеньки с покосившимися избами.
Памятники у Мясного Бора напоминают о страшном котле, в котором сражалась 2-я Ударная армия. А позади домов видны те самые леса, где «еще с войны бойцы лежат по трое на квадратный метр». Здесь без боеприпасов и продовольствия воевали наши солдаты, умирали с голоду, но не сдавались врагу.
Мы приезжаем в глухое место Новгородской области, поселок Тёсово-Нетыльский. Весь Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги находится под открытым небом — на рельсах стоят локомотивы, вагоны и дрезины, когда-то возившие рабочих к местам добычи торфа. Многие экспонаты в рабочем состоянии, а на некоторых даже катают экскурсантов.
Вот и мы продолжили путь на уникальной автомотрисе АМ-1, совсем недавно восстановленной работниками музея и волонтерами за счет президентского гранта. Нашими экскурсоводами стали Антон Малышев и Василий Арустамов, петербургские энтузиасты, отдающие музею все свободное время. Они, как и почти все работники музея, в детстве занимались на Малой Октябрьской железной дороге.
Едет автомотриса медленно, и 16-километровый путь занимает около сорока минут. Миниатюрный вагончик кряхтит и раскачивается, а отросшие ветки хлещут прямо по его окнам. Время от времени на переездах раздается негромкое «Ту-ту!» А за окнами мелькают затопленные выработки, отвалы земли и сеть дренажных канав.
Первая остановка — у памятника партизанам. Густые и заболоченные тесовские леса не раз помогали нашим бойцам переходить линию фронта и заставляли врага держать в тылу большие силы. Летом 1942 года здесь разгорелся бой, в котором полегло шестнадцать партизан. Памятник им поставили в 1985 году работники депо Тесово-1.
Когда-то сеть узкоколейных дорог в окрестностях Тесово была крупнейшей в СССР и достигала почти 180 километров. Она охватывала огромную территорию, и торф добывали четыре крупных предприятия. А сейчас от их многотысячного персонала осталось всего двадцать человек, они заготавливают топливо для двух местных котелен. На эти последние выработки и привезла нас автомотриса.
Перед нами огромное, зловеще-темное поле. Под ногами пружинит влажный торф, с которого начисто содран слой корней и песка. Антон рассказывает о технологиях его добычи: специальная машина размельчает верхний слой торфа толщиной всего в один сантиметр, и когда он высыхает, его ссыпают в огромные кучи. А потом прямо на землю кладут временный узкоколейный ус и по нему вывозят торф на основную дорогу.
Техника на выработках очень старая. Все ненужное давно уже сдали на металлолом, оставив несколько неисправных машин на запчасти. Ржавые транспортеры, трактора и дробильные механизмы, давно отработавшие свой срок, разбросаны по поляне как осколки ушедшей цивилизации. На их железных крышах растут березки, а о людях напоминают лишь самодельные времянки с огородами.
По словам Василия, в окрестностях живет много специалистов, знающих все нюансы добычи торфа. Но, в отличие от других стран, этот промысел в России не востребован. А жаль — ведь в отличие от газа и нефти, запасы торфа можно восстанавливать очень быстро: каждое выработанное поле здесь сразу же затапливали водой, чтобы быстрее зарастало.
Автомотриса везет нас обратно, и остается немного времени, чтобы побродить по выставке железнодорожной техники. Совсем недавно она была такой же ржавой и безжизненной, как та что мы видели в лесу. Сколько же души, времени и личных средств вложил коллектив музея, чтобы вернуть к жизни эти экспонаты, поставить их на ход и снова сделать нужными людям! Такой труд заслуживает самой высокой оценки.
Обратно мы ехали по трассе М-11 вдоль темных, безлюдных лесов, протянувшихся через всю Ленинградскую область. Поездка в Тёсово заставила размышлять о многом, и она надолго останется в памяти.
Ольга Ясененко