Общественные слушания: что ждать купчинцам от транспортной реформы?

25 сентября в здании Администрации Фрунзенского района состоялись общественные слушания, посвященные реформе городского транспорта и изменениям маршрутной сети, которые затронут Купчино.

На встречу с жителями района приехали представители ГКУ «Организатор перевозок» — заместитель директора Дмитрий Процкий и пресс-секретарь Роман Агапитов. В зале собралось около 15 человек, однако выступить удалось не всем — запланированная на час встреча и так растянулась на полтора.

Дмитрий Процкий и Роман Агапитов

Дмитрий Процкий ввел собравшихся в суть реформы. Вкратце он рассказал о том, что в ее основе лежит попытка избавиться от теневых перевозчиков, деятельность которых государство не в состоянии проконтролировать — подразделение Ространснадзора на Северо-Западе состоит всего из 32-х человек. Городской закон, запрещающий маршрутные перевозки, был принят еще в 2015 году, но контракты с владельцами маршруток, по закону, могли действовать еще 5 лет, до 2020 года. Продлевать их уже не будут.

Сложившаяся за четверть века сеть городских маршруток очень удобна для жителей. Маршрутки дополняют общественный транспорт там, где он ходит с большими интервалами, подвозят пассажиров в самые разные точки города и делают легкодоступными даже удаленные кварталы. Поэтому весть о том, что они резко исчезнут, жители восприняли очень настороженно.

По проекту транспортной реформы, социальными автобусами станут лишь 70 самых востребованных коммерческих маршрутов. Ознакомившись с опубликованным ранее списком, многие уже заметили, что теперь им придется добираться в привычные места, меняя транспорт. Чиновники объяснили, что в Смольном сейчас прорабатывается вопрос проезда с пересадкой по цене одного билета, но будет ли это реализовано — еще не ясно.

Реформа предъявляет высокие требования к автобусам — в зависимости от количества людей, пользующихся маршрутом, они могут быть большой и средней вместимости. И те, и другие должны быть низкопольными, удобными для маломобильных граждан и, самое главное — вышедшими с конвейера не ранее 2018 года.

Таких автобусов в городе сейчас крайне мало — всего 70 машин, которые принадлежат «Пассажиравтотрансу». К счастью, этой компании предоставили пятилетнюю рассрочку для замены подвижного состава, однако кроме нее продолжат работу и частные перевозчики. В отличие от нынешних маршруток, их деятельность будет тщательно регламентирована, а контракты заключены с более высокими требованиями, в частности, на них будут действовать все льготы для пассажиров.

Чтобы обеспечить достаточное для города количество транспорта, потенциальным коммерческим перевозчикам придется срочно закупить в общей сложности 2640 автобусов. Дмитрий Процкий пояснил, что заводы-изготовители, такие как ГАЗ, ВАЗ и «Волжанин», уже подтвердили возможность поставить в Питер нужное количество.

Однако найдется ли достаточно компаний, готовых срочно закупить весь подвижной состав и начать работать на новых жестких условиях? И не будет ли разрыва во времени между отменой маршруток и началом работы новых перевозчиков? В лучшем случае, это мы узнаем лишь в конце года — когда будут размещены тендеры и начнут заключаться контракты.

Во Фрунзенском районе изменения коснутся трети маршрутов. Как и везде, маршрутки исчезнут, но некоторые востребованные коммерческие трассы все решено было сохранить — так К-25 от метро Купчино до Владимирской площади станет 225-м автобусом, К-82 станет 282 автобусом, К-16 станет 253 автобусом, и К-388 станет 288 автобусом,

Социальными автобусами также станут маршруты К-239 от проспекта Александровской Фермы в Красносельский район, К-241 оттуда же до Звездной, К-246 от метро «Купчино» до проспекта маршала Жукова, К-170 от завода железобетонных изделий в Рыбацком до метро «Волковская» и К-281 от метро «Обухово» до Балтийского вокзала.

Среди социальных маршрутов сейчас планируется отменить только один — № 54, он и стал главной темой полемики.

«Вы говорили, что убираете 54-й потому что его трассу дублируют 74-й и трамваи, у которых еще не исчерпана провозная способность. Во Фрунзенском районе есть почти полностью дублирующий маршрут 159 автобуса и 39 троллейбуса, 42 троллейбуса и 76 автобуса, но вы их оставляете!» — поинтересовался участник слушаний Денис Стрижаков.

Денис Стрижаков.

«76 решили оставить, потому что он с Пражской улицы идет до площади Восстания, — объяснил Дмитрий Процкий. — А троллейбусы ходят не загруженные, поэтому мы их потом переведем в другое место».

«Я провел исследование 54-ого маршрута, — добавил Андрей Никулин, — около 20% его пассажиров едут на Советские улицы. По вечерам он везет людей из центра в наш район, и его салон заполнен до самой ночи».

Андрей Никулин.

«Ваше исследование подтверждает большую часть наших выводов, сделанных на значительно большей выборке. Мы проанализировали порядка 14 тысяч поездок людей – это хороший, мощный пассажиропоток. В среднем за рейс в 54 автобусе перевозится 80 пассажиров, это много. А в Центральном районе он идет мимо поликлиник», — ответил Дмитрий Процкий. — Однако скоро откроются три станции метро Фрунзенского радиуса. Поэтому мы сейчас считаем пассажиропотоки, уточняем информацию. Затем будем принимать решение". Впрочем, по словам Процкого, в «Организаторе перевозок» тоже есть желающие сохранить этот маршрут, и вопрос еще не решен окончательно.

Дмитрий Процкий.

«Если вы закроете 54 автобус и 45-ю маршрутку, Будапештская улица останется без всего, — заметила Ольга Скворцова. — Я живу у Малой Каштановой аллеи, на чем я смогу доехать в Центр, на Московскую, Ленинский?»

Ольга Скворцова.

«К сожалению, обеспечить беспересадочный подъезд в конкретное место центра города мы не сможем. Остаются социальные маршруты, скорее всего их будет еще и больше. У нас прорабатывался 159-й, сохраняется 246-й, правда, к нему надо немного подойти, — попытался объяснить Дмитрий Процкий. — Маршрутная сеть Купчино создавалась исходя из отсутствия метро. Поэтому мы сейчас рассматриваем вопрос изменения исторической трассы 74-ого автобуса. Это самый мощный маршрут, идущий по Будапештской. Но мы еще должны учитывать интересы Малой Балканской».

Однако, как выяснилось, метро нужно далеко не всем, а многим жителям даже сейчас не хватает нужного транспорта . «Я живу на Малой Карпатской, ближе к Дундича, — поднялась Алина Федорова, — Почему бы сделать поперечные маршруты, чтобы они зацепляли самый юг города? Очень неудобно ходить на угол Гашека и Купчинской, Гашека и Будапештской. Я могу пройти два километра, но к транспортной доступности это не имеет отношения!»

Алина Федорова.

«Если мы придем в этот угол, что-то мне подсказывает, что мы получим очень много предложений, а отвезти всех, куда им хочется физически невозможно», — ответил ей Процкий. Поэтому Алине, которая работает на «Парке Победы», было предложено либо пользоваться метро «Дунайская», либо добираться с пересадками на 286 маршрутке или ехать на новом автобусе, который все-таки пустят по Дунайскому. Впрочем, Процкий обещал, что неподалеку от ее дома транспорт будет ходить чаще — на 96 маршрут будут добавлены 11 автобусов, а на 56-й – 6 автобусов.

"На новом 226-м маршруте будет 24 больших автобуса, они пойдут с интервалом 14 минут. Это закроет много транспортных проблем и соединит Купчино с метро «Московская», — поддержал коллегу Роман Агапитов. Однако Алину и Ольгу это не слишком обрадовало — ведь люди часто выбирают жилье и работу исходя из транспортной доступности, и отмена любых маршрутов может серьезно усложнить жизнь. Да и нежелание идти навстречу жительницам выглядело очень тревожно.

Роман Агапитов.

Также представители «Организатора перевозок» сообщили, что планируется усилить 157, 12 и 31 маршруты и найти автобусы, чтобы сохранить маршрут К-56 в Кудрово. В ответ участник слушаний по имени Виктор поинтересовался, увеличится ли одновременно количество троллейбусов и трамваев.

Виктор.

«Будет увеличено количество 29, 35, 47 троллейбусов. Мы не могли открыть трассу 47 маршрута по Белградской улице из-за строительства остановок, сейчас они построены и здесь будут ходить троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Сейчас рассматриваются разны варианты его трассы, в том числе и до Московской», — обнадежил Процкий.

«Прорабатывался ли вопрос выделенных полос на широких улицах – Бухарестской, проспекте Славы?» — продолжил Виктор.

«Выделенные полосы в нашем городе – это боль. Нам всем хочется, чтобы выделенные полосы с 2020-ого года заработали. Но в КРТИ пока нас не обнадеживают, поэтому будем выходить на различные службы губернатора, искать финансирование,» — ответил Процкий.

Впрочем, по словам чиновника, выделенные полосы тоже не панацея — в центре для них мало места, одновременно пустить троллейбусы и трамваи нельзя, да и любая авария с трамваем сразу же останавливает все движение. Чтобы свести последнее к минимуму, на сложных перекрестках планируется установить «умные» светофоры, разграничивающие движение трамваев и машин.

Кстати именно из-за сложной транспортной обстановки в центре города пришлось отказаться от маршрута К-350 на Васильевский остров. Не обремененная жестким графиком маршрутка там как-то проскакивала, но обеспечить регулярное движение социальных автобусов оказалось невозможным.

Последний вопрос задал Кирилл Кириллов: «Что за безобразие с остановками, почему в северном городе, где снег, ветра, дождь, стоят павильоны с сетками? Я был в Амстердаме, там остановка закрыта полностью, есть кондиционер. У них время ожидания 2-3 минуты, у нас – 5-10 минут!»

Кирилл Кириллов.

«Сетчатые павильоны установлены Комитетом по благоустройству, они считают их антивандальными. А стеклянными павильонами с рекламой ведает Комитет по печати. Сейчас Комитет по транспорту разрабатывает идею создания новых павильонов, они будут разного размера в зависимости от количества людей, пользующихся остановкой. В них будет вай-фай, другие удобства. К сожалению, мы не имеем права их устанавливать, но передадим эту концепцию в Комитет по печати», — ответил Дмитрий Процкий.

«И еще – кто будет платить за реформу? Если город, то может подорожать стоимость проезда?» — поинтересовался Кирилл Кириллов.

«Коммерческий транспорт – это теневой бизнес с годовым оборотом 20 миллиардов рублей. Поэтому на социальном транспорте субсидии будут возвращаться в бюджет. Но мы не ставим себе задачи заработать на городском транспорте, все понимают, что перевозки – это обязанность города. И нужно тратить деньги не на ветер, а на нормальный общественный транспорт, обеспечивающий жизнедеятельность города!» — резюмировал Дмитрий Процкий.

На этом слушанья завершились. Нельзя сказать, что собравшиеся остались довольны — ведь услышать, что проблемы не существует, не значит решить ее. Впрочем, по словам чиновников, новая транспортная схема еще разрабатывается, и они готовы к диалогу. Скоро на сайте «Организатора перевозок» должна появиться удобная карта, где будет наглядно представлена планирующаяся маршрутная сеть. А тем, кто не успел высказаться или задать свои вопросы, предложили написать обо всем на почту ведомства.

Ольга Ясененко.