Суд по теракту 3 апреля 2017. День девятый: машинист и другие свидетели

22 апреля коллегия судей Московского окружного военного суда продолжила рассматривать дело о взрыве в метро в отношении 11 подсудимых. Это выездное заседание было пока самым коротким из всех, за полтора часа рассмотрели показания десятерых свидетелей, четверо из которых явились в суд.

Адвокат подсудимого Аброра Азимова, Малюгин, в связи с заболеванием просил освободить его от участия в деле и предоставить его подзащитному другого адвоката. Поскольку Азимов и другие не возражали о замене адвоката, суд отказал в ходатайстве, но решил допустить к участию нового адвоката Канцерову, но наряду с Малюгиным — до полного ознакомления с материалами дела адвоката Канцеровой. Видимо такое решение суда обусловлено необходимостью соблюдения права подсудимого на защиту.

Поменялась и представительница метрополитена: временно, вместо Беловой в суд явилась юрисконсульт ГУП “Петербургский метрополитен” Егорова, однако давать показания она не готова, их позже даст ее коллега Белова.

В суде были допрошены четверо явившихся свидетеля: работники метрополитена — двое из подразделения спасателей, которое располагается как раз на станции “Технологический институт”. Они осуществляли первичный выход на место происшествия и оказывали содействие следственной группе и медикам. Рассказали, как в 14:45 получили сообщение о взрыве и приказ спуститься вниз. После того как помогли вывести пострадавших на улицу, находились в тоннеле несколько часов, пока на месте взрыва работала следственная группа. Затем перевезли останки из тоннеля на станцию “Технологический институт”.

Дежурная у эскалатора на станции “Сенная площадь”, она слышала хлопок, но подумала, что это подростки хулиганят и не придала этому значения. Увидев дым и бегущих пассажиров, сообщила диспетчеру о произошедшем и включила дополнительный эскалатор на подъем, ничего подозрительного она в тот день до взрыва не заметила.

Еще одной свидетельницей стала подруга погибшей Оксаны Даниленко, Исакова Алина, которая переписывалась с ней во время взрыва и которая получила Вконтакте аудиозапись в момент взрыва. Она пояснила, что получила запись примерно в 14:30, потом передала ее следователям на CD-диске.

Всего вызывались в судебное заседание 10 свидетелей, но многие из них не явились и отказались от участия в процессе, подтвердив свои показания данные на следствии. Причины неявки те же, что и у потерпевших: занятость на работе, стресс, пережитый 3 апреля 2017 года, и личные обстоятельства. Поскольку никто не возражал, государственный обвинитель огласила их показания в суде.

Трое свидетелей, которые ехали в том поезде, но в соседних вагонах, не посчитали себя потерпевшими, но рассказали как все произошло. Один из них, свидетель Карцев, сказал, что слышал три хлопка по ходу следования поезда в перегоне между “Сенной” и “Технологическим институтом”.

Фельдшер травмпункта ГУП “Петербургский метрополитен” после сообщения диспетчера 3 апреля о взрыве с коллегой спустилась в метро для оказания первой помощи пострадавшим. После проводила межрейсовый осмотр машиниста того самого поезда, Каверина. Единственной причиной отстранения его от дальнейшего управления поездом 3 апреля был повышенный пульс.

Сам же машинист Каверин рассказал, что перед каждым выездом он проходит медицинский осмотр, а все поезда — технический осмотр. 3 апреля 2017 года все было в порядке. Камер в вагонах не было, поскольку вагоны были заменены на новые, вместо отправленных на ремонт вагонов.

К моменту взрыва он проехал больше половины своего маршрута, ничего подозрительного не происходило, работа шла в штатном режиме, как на перегоне от станции “Сенная площадь” до станции “Технологический институт”, проехав уже приблизительно ⅔ пути, когда поезд следовал со скоростью 45 км/ч, Каверин услышал хлопок, появилась запыленность. Он в соответствии с инструкцией доложил диспетчеру и продолжил движение до станции с той же скоростью, не останавливаясь.

Пассажиры ему звонили по связи пассажир-машинист, но было невозможно разобрать, что они говорили. Он подумал, что взорвался огнетушитель, и только на станции узнал, что это был теракт. Провел осмотр поезда, доложил ревизору и заместителю губернатора Албину о произошедшем. Прошел медицинское обследование.

К обеду суд предложил закончить на сегодня, так как защитникам обеспечена возможность ознакомиться с видеоматериалами и всем, что есть на CD-дисках в материалах дела. При этом подсудимые просили суд предоставить и им такую возможность, или разрешить адвокатам пронести ноутбуки в СИЗО, чтобы они смогли там ознакомиться с видеоматериалами, поскольку они были лишены такой возможности на стадии ознакомления с делом. Суд отказал: сначала защитники ознакомятся, расскажут подсудимым, что там на дисках, и потом, если подсудимые продолжат настаивать на ознакомлении, обсудят такую возможность.

Государственный обвинитель 24 апреля, в 11 часов, продолжит оглашать показания и допрашивать свидетелей (вызваны 11 человек), а также исследовать другие материалы дела, включая экспертизу трупа Джалилова, предполагаемого подрывника.