Охранный статус огневых точек не сможет защитить участок рубежа «Ижора» от уничтожения
Засыпка почти двухметровым слоем грунта территории около ЖБОТа рубежа «Ижора» и уничтожение ведущей к нему траншеи не нарушают закон — считает Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
Об этом сообщается в ответе на обращение жителей Купчино, обеспокоенных уничтожением окружающего ландшафта вокруг фортификационных сооружений рубежа «Ижора» на территории парка Героев-пожарных. Работы по реконструкции этого парка выявили несколько важных проблем, касающихся сохранения расположенных здесь памятников времен ленинградской блокады.
В письме, подписанном председателем Комитета Сергеем Макаровым, говорится, что «по плану границ территории объекта культурного наследия, границы ДОТа совпадают с его наружными габаритами», и охранный статус сооружения на окружающую территорию не распространяется. Однако, как видно на этой фотографии, неотъемлемой частью памятника является земляной вал, подобные которому можно видеть и на других нетронутых ЖБОТах рубежа «Ижора».
Защитники оборонительных сооружений уповали на закон о 100-метровых охранных зонах объектов культурного наследия однако, как оказалось, закон сформулирован очень обтекаемо: «В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам), в их границах запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением строительства и реконструкции линейных объектов».
С одной стороны, все правильно — строительство зданий запрещено, а реконструкция линейных объектов означает облагораживание окружающего огневую точку пространства, благодаря которому на месте бурьяна появляется аккуратный газон, дорожка для желающих осмотреть памятник, площадка для возложения цветов.
Однако во время работ по «линейной» реконструкции парка уровень земли был подсыпан на высоту почти двух метров. В результате крыша пулеметного ЖБОТа оказалась чуть выше уровня земли, а амбразура артиллерийского стала упираться в завал грунта. Все это несомненно нанесло ущерб историческому облику памятников и их познавательной ценности.
Следует отметить, что после обращения жителей в КГИОП, пулеметный ЖБОТ оградили забором, и завал вокруг него немного расчистили. Но в корне ситуацию это не изменило - ЖБОТ по прежнему находится под землей, в искусственной яме.
Композиционно-видовой особенностью ЖБОТов купчинского антенного поля в первую очередь является их взаимосвязь с окружающим ландшафтом. Длинный карьер во время войны был участком противотанкового рва. Амбразуры огневых точек были направлены в сторону водной преграды, не позволяя противнику ее форсировать, а также простреливали окружающее пространство на расстоянии нескольких километров. Таким образом их высота по отношению к уровню земли была строго фиксирована. Вот так памятник выглядел на фоне карьера раньше.
Также во время засыпки территории была уничтожена траншея, ведущая к круглому пулеметному ЖБОТу. Вопрос ее сохранения, как неотъемлемой части фортификационного комплекса, поднимался жителями еще на слушаниях по проекту реконструкции парка Героев-пожарных.
Несмотря на то, что по закону траншея не имеет охранного статуса, у проектировщика была возможность сохранить ее. Рядом со ЖБОТом возводится искусственный холм, и небольшое понижение местности вполне вписалось бы в дизайн нового парка. Однако реконструкторы не стали заморачиваться, и в результате 10-метровый участок ведущей к ЖБОТу траншеи с поворотом к стрелковой ячейке навсегда исчез под высокой насыпью.
Защитники оборонительных сооружений считают, что чудом сохранившаяся на территории города система траншей с землянками, стрелковыми ячейками, разными видами огневых точек и подземными хозяйственными сооружениями, является единым историческим комплексом, который нельзя делить на бетонные объекты и земляные. Именно в таком виде, с перечислением всех этих сооружений, рубеж «Ижора» фигурирует в военных распоряжениях и отчетах.
Стоит отметить, что очень многие земляные постройки имеют статус исторических памятников — это курганы, валы и рвы вокруг древних городищ, земляные шанцы. Но сможет ли фортификация более поздних лет дожить до такого возраста, когда ее ценность не будет вызывать сомнений или будет уничтожена современными вандалами? Этот вопрос необходимо поднять именно сейчас, в период массовой застройки города и его окрестностей.
Последний сохранившийся участок рубежа «Ижора» находится прямо на территории Санкт-Петербурга, в легкодоступном месте, что дает уникальную возможность широкому кругу людей познакомится с важной страницей обороны нашего города во время Великой Отечественной войны.
С другой стороны — каждый незастроенный клочок земли являетя лакомым куском для всевозможных инвесторов, рвущихся навязать жителям города свои торговые и развлекательные услуги. И, к сожалению, разрушение небольшого участка фортификационного комплекса может стать началом его полного уничтожения.
Ольга Ясененко.