Не-бродвейский мир маленьких «Кошек»

С чего начинается театр? Нет, вешалка здесь самая простая, даже без номерков и биноклей... Может быть, с уютных бархатных кресел, тяжелого таинственного занавеса, медленно гаснущего света? И снова не так — перед нами самый обычный спортзал, половина которого заставлена рядами заурядных стульев.

Зрители суетятся, пересаживаются с места на место, устраивают детей поближе... Найти подходящий уголок здесь не так-то просто — кажется, что те, кто сел впереди, заслоняют собою все происходящее и ты так ничего и не увидишь. Оказывается, удобнее всего смотреть стоя, в конце зала, где никто никому не мешает.

DSC_0934

И тем не менее, театр начинается именно здесь. Потому что артисты уже на сцене, бело-серая кошачья компания мирно спит себе на полу, не обращая никакого внимания на копошащийся людской мир. Знакомая картина, не правда ли?

DSC_0920

Но вот звенит последний звонок, зал стихает и наступает их время. Звучат знакомые ноты знаменитой «кошачьей» мелодии Эндрю Ллойда Вебера: "Ты родился слепым, видишь ночью как днем... ", напоминающие о роскошной, облетевшей весь мир бродвейской постановке.

Но с первых же минут становится понятно, что перед нами — не любительская копия знаменитого мюзикла, а совершенно иное, независимое и самодостаточное творение. И сразу же бросается в глаза, что его обитатели гораздо больше, чем их бродвейские сородичи, похожи на настоящих кошек — мягкие, игривые, неброские, с изумительно естественной пластикой и нежными, детскими голосами.

7

Постановка театра «Задверье» действительно уникальна — несмотря на то, что либретто мюзикла было составлено по сборнику стихов для детей Томаса Эллиота, «Кошек» впервые за все времена, не пытаясь копировать оригинальную постановку, сыграли молодые артисты. Конечно, было немного страшно, что ребята не осилят рассчитанные на профессионалов вокальные партии, а ведь исполнять их нужно одновременно с хореографическими номерами.

2

Но взрослые поверили в детей, и не ошиблись! Сложность постановки была еще и в том, что из множества сюжетных линий этого, в общем-то, простого и веселого мюзикла художественный руководитель театра Александра Алешина выбрала самую серьезную и трагичную.

И получилось так, что история старой, потрепанной жизнью кошки Гризабеллы, пытающейся после долгих скитаний «по дурным домам, по злачным местам» вернуться в благородное и счастливое общество «милых маленьких кошечек» в пересказе детей получила совсем иное звучание.

1-1

Перед нами развернулось повествование о том, как страшно быть изгоем в счастливом и благополучном обществе, об ответственности взрослых за внутренний мир детей и о том, какие чудеса могут сотворить те, кто умеет сострадать, не судить и прощать. А рассказана эта история была так трогательно и убедительно, что зрители, даже маленькие, сидели не шелохнувшись, вглядываясь в каждое движение, вслушиваясь в каждый звук!

«Память. Блики лунного света.
Уведи меня, память,
В полуночную сень...»

Мелодичная ария, вошедшая в репертуар таких звезд как Барбара Стрейзанд, Сара Брайтман, Мирей Матье, Селин Дион в постановке «Задверья» тоже обрела свое звучание. Обычно в интонациях «взрослых» певиц больше сожаления о прошлом, желания вернуть утраченное, а в исполнении юной Анастасии она, наоборот, полна мечтами о будущем, искренней надеждой на доброту и любовь.

И действительно происходит чудо — отторжение сменяется интуитивным, тайным сочувствием, бурно вырывающимся на поверхность после добрых слов старого мудрого кота Дьютерономи в исполнении Георгия Черноусова, и Гризабелла возносится в кошачий рай, чтобы обрести прощение и новую жизнь.

5

В этот торжественный момент неожиданно ухо ловит совершенно иную музыку, величественную гармонию самого знаменитого произведения Эндрю Ллойда Вебера. И поразительно, насколько естественно и осмысленно мелодия из «Суперстар» вписывается в сюжетную канву «Кошек», и благодаря ей полет Гризабеллы над землей звучит как как гимн самых важных ценностей нашей жизни.

Застывший зал все еще под впечатлением от этой сцены, а обновленная Гризабелла уже танцует вместе со своим кошачьим народом. И лишь постепенно на лицах зрителей появляется облегчение, улыбки, и наконец кошачий бал сменяется бурными аплодисментами. Растроганные гости театра долго не хотят отпускать юных артистов.

DSC_0936

Это чудо стало возможно благодаря работе немалого количества людей. Театр существует под крышей ПМК «Факел» подростково-молодежного досугового центра «Фрунзенский», руководство которого всеми силами старается помогать этому уникальному коллективу. Помимо Александры Алешиной, с артистами работают профессиональные педагоги по актерскому мастерству, сценической речи, хореографии, вокалу.

Подготовка мюзикла «Кошки» шла почти год. В ней заняты воспитанники студии от 9 до 18 лет. Это дети третьего, четвертого и пятого года обучения. Чувствуется, что с каждым из молодых актеров преподаватели занимались по-особому, стараясь не только раскрыть его природные способности, но и дать возможность проявить индивидуальность. В результате получилось так, что каждая кошка имеет свой характер, свою манеру двигаться, свой особенный голос, и за ними очень интересно наблюдать.

6

Несмотря на серьезность сюжета, «Кошки» театра «Задверье» по жанру все-таки остаются шоу, а значит, рассчитаны, прежде всего, на визуальное и музыкальное восприятие. Но, к сожалению, из-за маленького бюджета техническая сторона постановки еще далека от совершенства, хоть и с лихвой компенсируется энергичной, непосредственной игрой актеров.

Пока можно лишь представить себе, какие еще краски обрел бы этот спектакль, будь он сыгран на настоящей сцене, с играющим светом, качественным звуком, профессиональными спецэффектами. Но, будем надеяться, что настанет время, и мы увидим его именно таким.

DSC_0940

А пока писалась эта статья, из театра пришла радостная весть. 14 и 15 февраля на знаменитой сцене «Учебного театра» на Моховой проходил Международный фестиваль-конкурс «АРТ_МОБИЛЕ», и мюзикл «КОШКИ» стал Лауреатом 1 степени!

VQnBibmGyJk

Ольга Ясененко.

Фотографии Александры Алешиной.