Второй субботник на ДОТе

Денис Шаляпин продолжает рассказывать о работе активистов по благоустройству территории Ижорского оборонительного рубежа.

 И вот мы снова у ДОТа. На сей раз участников было поменьше. И не мудрено. Лето: отпуска, огороды, дачи... Пришли самые активные и решительно настроенные. Возрастной состав самый различный, от школьников до пенсионеров. Один из организаторов и активистов, ради такого случая специально прибыл в родной город из Первопрестольной.
План действий состоял из двух пунктов: разборка и уборка ДОТа внутри и обустройство дорожки к сооружению от улицы Димитрова. Дорогу решили строить наподобие гати. Собрать распиленные ещё в прошлый раз ветки и стволы деревьев, уложить их по заранее размеченной трассе и впоследствии закидать землёй.

В десять к работам приступили. Полнейшее отсутствие какой-либо техники, конечно, сильно тормозило процесс. Единственными вспомогательными средствами оказались пластмассовые вёдра да садовая тележка. В то время, как одни углубляли проходы к ДОТу, другие носили высвободившийся грунт на дорожку и засыпали им накиданный хворост.
Будучи реалистами, все понимали, дорога не долговечна. Через три-четыре хороших дождя она несомненно осядет и обнаружатся ветки. Ну что ж, приедем снова. Будем дорабатывать. Возможно, всё таки удастся привлечь какую-либо технику.
Расчищаем внутренности ДОТа. Кроме изрядного количества разнообразной грязи, полуобгоревших деревяшек, старых матрасов и прочего хлама, нашлась даже автобусная табличка 95 маршрута. Очередная миномётная мина была извлечена из недр ДОТа.
Также был обнаружен ряд весьма древних кирпичей. Очевидно, это продукция завода, основанного известными петербургскими архитекторами В. А. Шрётером (1839—1901) и И. С. Китнером (1839—1929). Друзьями был сооружен завод, который получил название «Товарищество по обработке строительных материалов». Образцы кирпича этого завода имеют клеймо: «Т.О.С.М.». Завод располагался на территории нынешнего посёлка Красная Заря и существовал с 1853 по 1880-е года.*
Именно этими кирпичами были заложены входы в сквозной проход ДОТа (очевидно, уже после войны для консервации). В последней фазе работ множество таких кирпичей долго и упорно развивали перфоратором у восточного входа в ДОТ. Кирпичи лежали без раствора, вследствие чего, понятно, проходы в недавнем прошлом без труда были частично разобраны публикой. Весьма вероятно, что источником кирпича послужило некое разобранное строение. Возможно допустить, что строение могло располагаться как поблизости, так и в значительном отдалении от ДОТа. Вероятно, много загадок ещё преподнесёт нам это сооружение...
Весьма пожилого возраста дама в белой панаме, с сумочкой и газетой в руке неуверенно пытается перебраться через канаву. Не такая уж редкость, что местные жители заходят посмотреть, что собственно тут происходит. По этому особого внимания на посетительницу никто не обратил. Старушке, конечно, помогли подойти поближе к сооружению. И тут выяснилось поразительное обстоятельство: «Вы вот тут ДОТ чистите, а я ведь его строила» – сказала пожилая женщина. После таких слов многие побросали работу, обступили старушку со всех сторон и засыпали вопросами.
Лидия Ивановна Утина – ветеран Великой Отечественной войны, ветеран инженерных войск, участник боевых действий, строитель оборонительных сооружений. В частности, её руками были возведены долговременные огневые точки на территории нынешнего Купчина, Московского и Кировского районов. Всю войну Лидия Ивановна занималась строительством различных фортификационных сооружений на территории Ленинграда и области. Демобилизовалась в мае 1945. В следующем году Лидия Ивановна отметит свой девяностый юбилей.
Прочтя в местной газете статью о том, что состоится субботник у построенного ею ДОТа, Лидия Ивановна пешком дошла до места события от перекрёстка улиц Олеко Дундича и Малой Карпатской, где живёт уже 30 лет. Она просто не могла поступить иначе, узнав о том, что есть люди, интересующиеся историей оборонительного рубежа, к созданию которого она была непосредственно причастна.
Расспросы могли затянуться на долго. Интерес к ветерану был огромный. Но, учитывая возраст, вскоре Лидию Ивановну отвезли домой, предварительно договорившись о встрече.
После разговора с Лидией Ивановной подумалось: два десятка дюжих мужиков раскапывали и таскали землю, и при этом сильно устали. Как же тяжело приходилось строителям ДОТов – хрупким 18-летним девушкам, не имевшим никаких механических средств, и при этом сооружавшим дороги, подъезды, эстакады и собственно сами ДОТы. Что это, как не подвиг!
Тут же было высказано предложение, что одним из главных монументов мемориального парка должен стать памятник женщинам – строителям рубежа «Ижора».
К вечеру все изрядно утомились, но восемь часов активной работы не пропали даром. Всё что планировали на сегодня, завершили. От земли, мусора и золы полностью расчищены боевой каземат и сквозник ДОТа. После полной очистки сквозника бронедверь удалось пошевелить домкратом. Подходы к ДОТу были углублены, но недостаточно, и проблема с дренажом осталась нерешённой. При нынешней конфигурации итогов земляных работ вся вода потечёт внутрь ДОТа с обоих входов, а не из него. И, что гораздо хуже, потечёт не только вода, а оползающая с крутых стенок ходов глина. Так что через год весь сквозник, расчищенный с таким трудом, может снова быть засыпан слоем глины толщиной в пару десятков сантиметров. Так что над дренажом надо будет еще поломать голову.
Погода не подвела. Только в самый последний момент, когда уже собирали инвентарь и сматывали провода, природа «расплакалась», обильно смочив новую народную дорожку к старому военному сооружению.
Но дождь вскоре прошёл, снова выглянуло солнце и над всей местностью засияла радуга. В народе говорят, это добрый знак.
С полным фотоотчётом можно ознакомиться здесь.

Денис Шаляпин, kupsilla.ru