Рубеж «Ижора»: фашисты не прошли, идут инвесторы

Давно отгремели залпы орудий Великой Отечественной войны. Теперь лишь гром салютов сотрясает воздух в дни празднований годовщин и юбилеев. И этот гром эхом отдаётся в сердцах сынов, внуков и правнуков Победителей. Да, мы гордимся нашими предками! Мы живы благодаря их подвигам.
Во дни торжеств, связанных с юбилеями прорыва и последующего полного снятия блокады Ленинграда, не лишним будет вспомнить наших соотечественников, своим героическим трудом в прифронтовом городе приближавшими эти самые, празднуемые нами сейчас, даты.
В мае 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение в кратчайший срок возвести новый железобетонный оборонительный рубеж на второй линии обороны 42-й и 54-й армий по южному обводу города протяженностью до 25 километров. Рубеж получил условное название «Ижора».
Рубеж «Ижора» должен был состоять из системы долговременных железобетонных огневых точек. Задача перед нами стояла нелегкая. В кратчайший срок нужно было построить 119 фортификационных сооружений на расстоянии от 800 метров до 5 километров от переднего края противника. К будущим огневым точкам требовалось провести около 40 километров подъездных дорог. Все работы предстояло вести на лишенной растительности равнине, которая отлично просматривалась гитлеровцами. Единственным укрытием здесь могли служить отдельные развалины зданий, остатки железнодорожных насыпей.

Арматура, закладные детали, опалубка изготовлялись центральными мастерскими. Бетон приготовлялся на центральном бетонном заводе. Под бетонный завод и мастерские использовали площадку и уцелевшее оборудование существовавшего до войны завода «Стройдеталь». Были восстановлены лесопильный завод и деревообделочный цех. Бетонный завод создали заново: установили на деревянные эстакады бетономешалки общей производительностью 800 кубометров бетона в сутки. Но этого было недостаточно. Тогда командование 29-го управления оборонительного строительства обратилось за помощью на завод «Баррикада». Несмотря на то что «Баррикада» обеспечивала бетоном строительство другого крайне важного объекта «Нева», рабочие завода нашли силы и резервы для выполнения наших заявок. Так было повсюду: ленинградские предприятия выполняли фронтовые заказы без задержки. Работа на центральном бетонном заводе шла круглосуточно, в две смены.
Некоторые объекты «Ижоры» строились непосредственно в существовавших зданиях, которые в таких случаях служили постоянной маскировкой объекта. Открытые участки дорог, ведших к этому зданию, маскировались вертикальными и горизонтальными масками и экранами. Подача материалов происходила с тыловой части здания; люди, работавшие в нем, были невидимы для противника. Частью общих строительных работ было устройство различных ложных объектов.
Днем и ночью не прекращались работы на объектах, нельзя было терять ни одной минуты. График работ был исключительно жестким. Ночью энергию для освещения участков давали передвижные электростанции. Лампочки синего света были скрыты в глубоких колпачках рефлекторов, не рассеивавших свет. Чтобы не выдать места работ звуком, в отдалении от объектов размещали ложные источники шумов. На эстакаде устанавливались слабые фонари, обозначавшие ее контуры, чтобы шоферы могли ориентироваться при въезде на эстакаду. На особо сложных участках, где нельзя было применить освещение, шоферы заранее, днем, изучали подъезды к объектам.
Обмануть врага, не позволить ему раньше времени обнаружить новый железобетонный рубеж, предельно снизить потери среди наших строителей – в решении этих первостепенных вопросов нам помог метод скоростного строительства. Самые жесткие графики выполнялись досрочно. Сроки строительства железобетонных огневых точек были сокращены на 60 процентов... И в тяжелейших условиях постоянных обстрелов, работая буквально под носом у врага, строители за все время работ потеряли убитыми и ранеными всего лишь около 30 человек.
На столько качественными оказались сооружения, что в мирное время столкнулись с серьёзными проблемами при демонтаже. Известны прецеденты, когда рядом с долговременной огневой точкой откапывали котлован и зарывали туда всё сооружение вцелом. Отчасти, по причине сложности демонтажа, отчасти по иным причинам, но значительное количество ДОТ – долговременных огневых точек и ЖБОТ – железобетонных огневых точек сохранилось до нашего времени.
Казалось бы, вот они – памятники Великой Победы, монументы, олицетворяющие подвиг Народа – Героя! Не только военные годы пережили они, но и гораздо более продолжительный мирный период. Учитывая то, что эти сооружения строились у переднего края обороны города, в нынешних «спальных» районах, где зачастую не сохранилось никаких иных свидетельств военного лихолетья, именно эти сооружения следует рассматривать, как памятники несгибаемой воли и великого подвига

 

Ленинградцев, так никогда и не допустивших врага в свой город. Так должно быть!
А что же на деле? Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в ответ на запрос о принадлежности шестидесяти шести сохранившихся фортификационных сооружений, входивших в состав южного оборонительного рубежа «Ихора», официально сообщил, что под государственной охраной находятся всего девять объектов. Почему-то все они расположены исключительно в Кировском и Московском районах С. -Петербурга. Все остальные сооружения, расположенные на территории города никакого статуса не имеют и не кому не принадлежат. Во Фрунзенском районе ни одного охраняемого фортификационного сооружения нет!
Таким образом, получается, что любой желающий снести одно или несколько из указанных сооружений, даже спрашивать об этом никого не обязан, потому, что в сущности, оные ДОТы и ЖБОТы никому не принадлежат.
И ситуацией успешно пользуются. До недавнего времени на территории кирпичного завода существовало два ДОТа. Ныне, после полного сноса всех заводских строений и подготовке площадки для последующего строительства, существование ДОТов вызывает серьёзные опасения. Такая же угроза нависла над уникальными ЖБОТами и ДОТом, расположенными на площадке радиоцентра.
Известно, что над отдельными сооружениями взяли шефство ряд образовательных учреждений района. Школьники подкрашивают ДОТы, как могут. Но никакие надписи не помешают снести любой из них в одночасье, если появится в этом у кого-либо материальная заинтересованность.
Ситуация пугающая. Если городские и районные власти не возьмут её под свой контроль, весьма вероятно, что в ближайшие годы мы недосчитаемся целого ряда сооружений, которые по праву могли бы рассматриваться как памятники Великой Отечественной.
Что же необходимо предпринять? Да не так уж и много. В первую очередь необходимо проведение историко-культурной экспертизы памятников. До момента окончания экспертизы необходимо запретить снос имеющихся сооружений. Нет сомнения, что эти памятники должны являться «выявленными объектами культурного наследия», а также частью объекта культурного наследия как регионального, так и федерального значения. Под всем объектом следует понимать полный комплекс оборонительных сооружений «Ижора», как памятник подвигу ленинградцев, незаслуженно забытый и крайне редко упоминающийся ныне.

Денис Шаляпин, kupsilla.narod.ru