Анализ муниципальных бюджетов Фрунзенского района

В декабре 2012 всеми 6-ю муниципальными образованиями Фрунзенского района быди утверждены муниципальные бюджеты на 2013 год.

Полномочия всех купчинских муниципалитетов одинаковы, поэтому мы имеем полное право сравнивать их основные характеристики.

Как финансируется Фрунзенский район?
Консолидированный бюджет Фрунзенского района складывается из 2 составляющих: бюджет Фрунзенского района, который утверждается в рамках бюджета Санкт-Петербурга, и сумма всех муниципальных бюджетов.


Эта диаграмма показывает ничтожную значимость муниципалитетов в структуре власти Санкт-Петербурга. Объем полномочий и выделяемые на их осуществление средства не дотягивают даже до 10% бюджета района.
Сравним объем расходов муниципальных бюджетов:
Безымянный
Самым богатыми и самым населенным муниципалитетом района является МО «Георгиевский». В нем проживает более 90 000 жителей, а бюджет равен 122 млн. рублей.

Основная статья расходов бюджета администрации Фрунзенского района — это расходы на содержание детских садов и школ. Она составляет 3,9 млрд рублей или  57,5 % бюджета.
Основной статьей расходов муниципального бюджета является «Благоустройство», которое подразумевает расходы на ремонт придомовых и дворовых территорий, озеленение, уборка, санитарные вырубки деревьев, оборудование детских площадок и ограждение газонов.
Начиная сравнивать удельный вес различных расходных статей в бюджете я предполагал, что существенного различия между муниципалитетами не будет, т.к. остальные муниципальные полномочия (кроме Благоустройства) не предполагают больших бюджетных трат. Однако, я ошибался.
Безымянный
Как оказалось, самый богатый муниципалитет «Георгиевский» тратит меньше всех на благоустройство. Причем, и в относительных, и в абсолютных величинах. Так, в бюджете МО «Георгиевский» на благоустройство заложено 34,3 млн. рублей, а в самом «бедном» муниципалитете «Купчино», чей бюджет в 2 раза меньше, — 34,5 млн. рублей. Больше всего повезло жителям МО «Балканский». На благоустройство их дворов в 2013 году будет потрачено 58,64 млн. рублей.

В 2010 году была проведена Всероссийская перепись. По состоянию на 2010 год во Фрунзенском района проживало 401 779 человек, в том числе в:
МО № 75 — 50 757 человек;
МО Купчино — 54 198 человек;
МО Волковское  — 59 272 человек;
МО № 72 — 68 333 человек;
МО Балканский — 78 514 человек;
МО Георгиевский — 90 700 человек.
Сравним муниципалитеты по расходам на 1 жителя.
Безымянный
На данной диаграмме различия между муниципалитетами еще более усиливаются. Так, МО №75 тратит на благоустройство дворов на 1 жителя округа в 3 раза больше, чем МО «Георгиевский».

Имея дело со всеми уровнями власти надо сказать, что муниципалитеты являются самым закрытым властным институтом. Если Государственная Дума и Законодательное собрание уже давно ведут трансляции заседаний в прямом эфире, все их решения и распоряжения незамедлительноя появляются на сайте, то муниципалитеты движутся в противоположном направлении. Почти нигде вы не найдете реестра муниципальных контрактов, информацию о заседаниях муниципальных советов, электронных версий документов и газет.
Поэтому я решил сравнить расходы муниципалитетов на СМИ, которая подразумевает издание муниципальной газеты и публикацию муниципальных актов, и содержание информационной службы.
Безымянный
Какого же было мое удивление когда я увидел, что МО «Георгиевский» тратит на информирование неселения больше, чем администрация Фрунзенского района на издание районных газет и журналов (5,59 млн. рублей).
Сайт МО «Георгиевский» - http://www.mo-georgievskiy.ru
На этом сайте нет почти ничего: ни реестра муниципальных контрактов, ни анонса предстоящих 140 обучающих семинаров, ни решений мунципального совета, ни выпусков последних газет.
Ежегодно все муниципалитеты переводят 60 000 рублей на содержание непонятной структуры — «Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга» (http://www.sovetmo-spb.ru/). Годовой бюджет этой организации равен — 6 млн. 660 тыс. рублей. Сайт этой организации по своей информативности не далеко ушел от муниципальных. В совете есть Президиум, Ревизионная и Исполнительная комиссии. Однако все эти структурные подразделения так и не смогли организовать на своем сайте информирование жителей города о всех мероприятиях, проводимых муниципалитетами. На сайте вы также не найдете данных о бюджетах муниципалитетов. Вообще, вы там не найдете почти ничего полезного.

У муниципальных образований много не нужных или почти не нужных полномочий. Например, «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона». Как оказалось, муниципалитеты очень по разному смотрят на важность этого муниципального полномочия.
Безымянный
МО «Волковсоке» оценило это полномочие в 40 000 рублей, а МО «Георгиевский» в 2 млн. 373 тыс. рублей.

Разница подходов депутатов к реализации муниципальных полномочий хорошо послеживается из приведенной ниже таблицы (все суммы в тыс. рублей):






Волковское № 72 Купчино Георгиевский № 75 Балканский
Расходы 83 960 91 485 67 500 122 000 91 848 104 428
Благоустройство 41 410 40 320, 34 509 34 323 55 058 58 640
Заработная плата главы местной администрации 975,9 997,00 989,40 975,40 975,87 975,40
Заработная плата глава муниципального образования 975,9 916,00 989,40 975,40 975,87 975,40
Целевая программа по участию в реализации мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования 30 500,00 876,00 1 515,00 80,00 150,00
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона 40 550,00 452,00 2 373,00 448,80 700,00
Проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи на территории МО 720 645,00 2 424,00 910,00 730,00
Организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий 1080 12 000 50,00 5 050,00 2 325,00 4 830,00
Создание условий для развития на территории МО массовой физической культуры и спорта 225 3 580 440,00 9 080,40 390,00 365,00
Осуществление в порядке и формах, установленных законом Санкт-Петербурга, поддержки деятельности граждан, общественных объединений участвующих в охране общественного порядка на территории муниципального образования (ДНД) 1 500 1 520 430,00 2 010,00 430,30 950,00

ВЫВОДЫ
Из приведенной информации видно, что между МО нет никакой координации бюджетной политики.
Хотя совершенно очевидно, что многие муниципальные полномочия должны осуществляться комплексно, в рамках всего района. Общественная жизнь строится не вокруг территории муниципалитета, а вокруг территории района. Каждый день сотни тысяч жителей района передвигаются по территории 2-4 муниципалитетов. И какой смысл, при такой ежедневной миграции, в бюджетных тратах, например на охрану общественного порядка, когда в одном МО на эти цели тратят 22 рубля в год на одного жителя, а в другом всего 8 рублей!  Еще большая разница в расходах на профилактику дорожно-транспортного травматизма. МО «Волковское» тратит на эти цели в 60 раз! меньше, чем МО «Георгиевский».
МО № 75 весь год чинит дороги и кладет газоны, МО № 72 безудержно празднует, МО «Георгиевский» читает каждый день лекции, МО «Волковское» увлекается охраной общественного порядка, а МО «Балканский» хочет выпускать красивую газету.
В тоже время в 2013 году на территории района планируется построить 4 надземных пешеходных перехода, стоимость которых будет равна бюджетам всех купчинских муниципалитетов.
Такой дисбаланс в бюджетной политике муниципалитетов и района наталкивает меня к выводам о необходимости скорейшей реформы муниципальной власти Санкт-Петербурга.

Вся информация была взята с официальных сайтов муниципалитетов (МО Волковское прислал бюджет по факсу).
Муниципальные образования Фрунзенского района:




М.О. Адрес Тел./факс Сайт
Волковское Стрельбищенская ул., 22 766-03-36 www.volkovskoe.ru
№ 72 Пражская ул., 35 360-39-22 www.mo-72.spb.ru
Купчино Будапештская ул., 19, к.1 774-42-87 www.mo-kupchino.ru
Георгиевский Ул. Димитрова, 18, к.1 773-87-94 www.mo-georgievskiy.ru
№ 75 Малая Балканская ул., 58 706-44-25 http://mo75.ru
Балканский Купчинская ул., 32, лит «В» 778-81-97 mo-balkanskiy.ru
Особая благодарность выражается госкомстату и комитету финансов.

Павел Швец