Народный сход в защиту старой купчинской голубятни
Первого марта в пять часов вечера в скверике между 36-м и 38-ми домами по Будапештской улице собралось не менее шестидесяти человек — поводом стало известие о возможном сносе старой голубятни, стоявшей здесь уже половину столетья и принадлежавшей Юрию Александровичу Рожнову, одинокому пожилому человеку.
Хозяину голубятни поставили ультиматум — перенести постройку куда-нибудь в удаленное от домов место. Однако сделать это за свой счет ему было не под силу, да и навещать своих питомцев где-то на окраине района стало бы непросто.
И тогда на защиту дедушки встали его соседи, они рассказали о случившемся в соцсетях и организовали народный сход. Осветить его приехали сразу три телекомпании — НТВ, «Санкт-Петербург» и канал «78», а от представителей власти, несмотря на приглашение, так никто и не явился. Впрочем за день до схода вопрос голубятни рассматривался на общественном совете в Администрации Фрунзенского района.
Активист Татьяна Казанская рассказала, что сейчас идут переговоры между КИО, Санэпидстанцией и районной администрацией. По санитарным нормам, расстояние от голубятни до жилого дома должно быть 50 метров, а здесь — намного меньше. Хозяину предложили попытаться договориться с Роспотребнадзором и как-то оформить на себя этот кусочек земли. «Шансы невелики, но они есть,» — резюмировала Казанская свою недолгую речь.
Подобная забота о здоровье граждан вызвала у людей резкое осуждение — купчинцы тут же вспомнили грязь около уличных ларьков, неубранные помойки, шастающих по парадным крыс, ночную торговлю алкоголем и прочие действительно важные санитарные проблемы, которые районные власти почему-то не торопились решать.
Одна из женщин заметила, что когда голубятня строилась, санитарная норма была 30 метров. Но законы изменились, и несмотря на то, что советские голубятни возводились с официального разрешения, по современным законом они считаются самостроем.
Выяснилось, что поводом для сноса голубятни стало анонимное письмо от некого Андрея К. Люди рассказали, что в одной из парадной их дома живет человек, постоянно пишущий анонимные жалобы, люди считают его странным и, по их мнению, власти вообще не должны на такие сообщения реагировать.
Тем временем «виновники» конфликта тихо сидели в своем маленьком, чистом домике. Когда-то их было около тридцати, а теперь осталось восемь, из них три пары сидели на яйцах в ожидании потомства.
Изящные, белые гривуны были все как на подбор — с одинаковым пятнышком на шее. Хозяин птиц Юрий Александрович Рожнов рассказал, что блестящий, голубоватый оттенок этого пятнышка он вывел сам путем долгой селекции.
«Им нужен специальный корм, фуражный. Много не кормлю — стакан на десятерых. И летают четыре часа, а потом садятся. Я говорю — быстро домой. И через дверь летят, все — понимают! А если я им не насыпал — все, вылетают! Это значит я их обманул!
Они у меня крепкие, холеные. Я даю им чеснок, траву, летом каждый месяц дезинфекцию делаю. Скоро буду будку красить, и внутри, и снаружи — чтобы чисто было и самому приятно.
Я держу только одну породу — гривуны, город Пермь, оттуда их привозил. Они могут и восемь часов летать, но у нас климат влажный, тяжело им. А в Москве сухо, там они долго летают... Гоняю их, чтобы не садились на дома, на провода — только на свое место!»
Рассказ старого голубевода был вознагражден дружными аплодисментами.
Среди защитников голубятни оказалась старушка, жившая в Купчино с самого основания района. "Я слепая пришла, потому что знаю его пятьдесят лет. Еще его отец занимался голубями. Как мы приехали — здесь уже стояла эта голубятня, и никому она не мешала! Он одинокий, инвалид, это его детище, его радость! Покормит, все уберет, никогда не было грязи около нее. С метелкой, с мешочком — все на помойку вынесет.
Было видно, что Юрия Александровича соседи хорошо знают и любят. Люди понимали, что судьба одинокого, плохо слышащего человека неотделима от заботы о голубях, и боялись, что снос голубиного домика станет для него страшным ударом. Именно поэтому они встали на защиту старика, его голубей и человеческого понимания о справедливости.
Беседуя друг с другом, многие жители старшего поколения вспоминали, как много лет назад городские дворы и крыши украшало огромное количество голубятен — в советское время голубеводство было повальным увлечением и взрослых и молодежи. «Футбол и голуби — вот счастливое детство!» — вспомнила ту эпоху одна из участниц схода.
Теперь же из наших дворов исчезают последние голубятни. Самым резонансным случаем стал снос голубятни на улице Асафьева, принадлежавшей заслуженному голубеводу России Александру Чайковскому.
Тогда в результате варварского сноса погибло много породистых птенцов, но к счастью, большую часть взрослых птиц все же смогли отловить и спасти неравнодушные люди. Сейчас жители Выборгского района борются за восстановление голубятни, а птицы обитают на передержке.
На народный сход приехал Борис Викторович Павлов – заведующий лабораторией кафедры птицеводства и мелкого животноводства Аграрного университета.
«Голубей нежелательно переводить на новое место, они будут стремиться к старому, у них генетическая память, хомминг. Они чувствуют это место, будут прилетать сюда», — объяснил он.
С самого начала схода активисты вели сбор подписей в защиту голубятни — поставить свой росчерк на тетрадном листе выстроилась большая очередь. Вместе с собранными за предыдущие дни, число подписей уже приближалось к трем сотням и, в отличие от анонимки, все они были дополнены именами и адресом.
Люди выразили надежду, что их мнение будет услышано властями, и они примут решение, позволяющее сохранить эту и другие оставшиеся в городе голубятни — маленькие осколки мира, в котором мы выросли.
Ольга Ясененко.
В статье использованы фотографии из группы «Разрушенная голубятня на улице Асафьева».