Знакомьтесь: «МультЧайка» представляет!
Мультфильмы — яркая страница нашего детства. Благодаря им мы знакомились со сказками, поэзией и музыкой разных стран, с шедеврами мировой культуры. Студия мультипликации «МультЧайка» тоже учит ребят познавать мир через ожившие картинки. С одной важной разницей — здесь мультфильмы дети создают сами.
Детская студия «МультЧайка» открылась в 2015 году в кино-досуговом центре «Чайка» на Купчинской улице, и сейчас здесь занимаются больше двадцати ребят. Их работы часто мелькают в районных соцсетях, а самые лучшие мультфильмы участвуют и побеждают в российских и даже международных конкурсах.
Но самое главное для ребят — это атмосфера творчества и дружбы в студии, добрый мир, из которого не хочется уходить домой. Вот и сейчас несколько юных мультипликаторов участвуют в МультКаникулах, чтобы анимировать новую познавательную историю, воплотить свои задумки и доделать незаконченные проекты.
"Мне очень нравится, что тут можно многому научиться, что все такие дружные, шутят. И мне интересно снимать мультфильм, делать его самой. Я люблю рисовать!" — объяснила участница проекта Есения.
Свои работы ребята посвящают торжественным датам и разным интересным событиям. Чтобы погрузиться в тему, они читают книги, смотрят научные фильмы, ходят в музеи или театры. А потом делятся впечатлениями, вспоминают, кому что понравилось, придумывают свои идеи. И так постепенно рождается образ будущего мультфильма. Потом ребята рисуют раскадровку, нечто вроде комикса. Каждый выбирает себе эпизод, который ему хочется воплотить, и все берутся за дело.
«С помощью образовательных мультфильмов мы расширяем кругозор. Иногда после поездки получается совсем маленький мультик, МультКонспект. А бывает получается большой, минут на десять — на создание такого проекта может уйти два-три месяца. А еще мы делаем экранизации и индивидуальные проекты», — рассказывает руководитель студии, лауреат международных конкурсов, выпускница Высшей школы режиссёров и сценаристов Елена Пилиповская.
Создавать мультфильмы вроде бы просто. Ведь все они состоят из быстро сменяющих друг друга кадров, а техника изображения может быть абсолютно любой. Но даже для короткого эпизода требуется подготовить несколько десятков фотоснимков. Поэтому большие мультфильмы ребята всегда делают вместе.
Одна из техник, которую используют ребята, называется бумажная перекладка. Нужно нарисовать и вырезать все движущиеся детали по отдельности — туловище, голову, руки-ноги. Чтобы они не разлетались, их соединяют на слабую липучку, позволяющую прямо под фотоаппаратом перемещать нужную деталь и снимать ее движение. Именно в этой технике Влад создает свой первый индивидуальный проект «Динозаврик Гоша». «Мне нравятся динозавры, потому что они вымерли. Я запоминаю, как они выглядят в книжке, и рисую. Я нарисовал их с двух сторон, чтобы они могли двигаться в разные стороны. По моему сюжету, маленький тиранозаврик вылупился из яйца, идет в мир и знакомится с другими динозаврами».
Еще один способ — рисованная анимация. Здесь нужно создать целую серию похожих, поступательно меняющихся картинок. При этом неподвижные детали должны полностью совпадать, чтобы при просмотре изображение не дрожало. «Картинку обводят на световом стекле и дорисовывают меняющиеся детали. Потом все рисунки фотографируют, и при быстрой перемотке кадров получается анимация. Это довольно приятная работа, успокаивает», — рассказывает Ярослав. Он — один из старших ребят в группе и в будущем планирует стать режиссером мультипликации.
В этой технике Костя сейчас создает свою часть мультфильма «Поговорим о воде»: «Мне нравится делать мультики. Просто нравится. Иногда я сам придумываю сюжет, иногда – нет. Вот сейчас я делаю три состояния воды – жидкое, газообразное и твердое. Наверное, за три занятия сделаю». Каждое состояние воды — это 25 отдельных рисунков, значит, Косте нужно будет нарисовать 75 картинок.
Движения в мультфильме должны быть как настоящие, и ребята учатся правилам анимации. Летящая капля вытягивается, а упав на землю – расплющивается, причем при разбрызгивании важно сохранить ощущение ее размера. Законы физики можно творчески переосмыслить, и капельки воды могут сточить камень в сердечко.
Чтобы передавать пластику людей и животных, важна наблюдательность. «Мы пробуем на себе — чихаем, зеваем, танцуем, а потом анимируем. Чтобы встать, сперва нужно согнуться, дать себе импульс. Если девочка подпрыгивает – косичка подлетает. Одеяло упало — слегка пошатнулось. Иногда я даю ребятам задание – посмотрите, как ходит голубь, как двигает головой», — объясняет Елена Пилиповская.
У каждого из участников «МультЧайки» — свои таланты. Вера сама пишет стихи, и ее проект «Верочкины звери» стал одним из лучших на фестивалях мультипликации в Суздале и Красноярске. Кропотливая Саша потратила на мультфильм «Планета грибов» целых полгода. А Полина очень хорошо рисует и создала яркие образы к эскимосским пословицам.
Недавно в студии появился новый проект «МультТеатр», где ребята играют роли одновременно со своими персонажами. Для мультспектакля «Конь-огонь» на стихи Владимира Маяковского они создали реквизит — картонную лошадь с оригинальными бумажными копытами. Озвучивают мультфильмы дети тоже сами, но это непросто, ведь во время записи всем остальным нельзя шевелиться и шуметь. Еще одна визитная карточка «МультЧайки» – титры: каждый из авторов мультфильма анимирует свое имя так, как ему нравится.
Даже пандемия не смогла разлучить ребят. Светящийся стол заменяли лампа в духовке или фонарик под плоской салатницей, фотоаппарат закрепляли линейками на книжных стопках. Сделанная на карантине «История елочки» заняла второе место на петербургском фестивале Cinema Kids, а «Притча про хорошего учителя» и «Я расту» были показаны на фестивале анимации в Суздале. В это же время ребята работали над мультфильмом «Петр I — первый во всем!» Завершили этот проект недавно, а премьеру приурочили к 350-летнему юбилею императора.
КДЦ «Чайка» поддерживает студию во всех начинаниях. Его кинозал дает ребятам уникальную возможность увидеть свои мультфильмы на большом экране. "Мы устраиваем показы два раза в год. Устраиваем праздник, приходят родители и другие поколения. И ребята показывают им все, что сняли. Мы вызываем на сцену авторов, и получается отличное мероприятие. Для детей это очень важно. Я слышу, как они сидят в зале: «Смотри! Это я сделал!», — рассказывает Елена Пилиповская.
Только за минувший год ребята из «МультЧайки» создали тридцать анимаций своих имен, два мультспектакля, двенадцать индивидуальных и семь общих мультфильмов, выполнили множество этюдов и упражнений. Все, что было сделано их руками, можно посмотреть на Ю-Тубе на канале проекта. А осенью занятия студии продолжатся, ведь в коллектив вольются другие ребята и, значит, появятся новые идеи и увлекательные проекты.
Ольга Ясененко