Гимназия 295 — годы становления, поиска и успеха

В этом году отмечает юбилей одно из ярких учебных заведений нашего района — гимназии № 295 исполняется пятьдесят пять лет. За эти годы в ней всего один раз менялся директор, а достижения педагогов и учеников стали славной традицией.

История средней общеобразовательной школы № 295 началась необычно. Она переехала в Купчино полным составом: с директором, преподавателями и учениками. Ее здание было построено осенью 1966 года вместе с соседними пятиэтажками, где получили жилье семьи из дворов Лиговки и Обводного. И прежде, чем вернуться к учебе, ребятам пришлось потрудиться — на субботниках они расчищали подходы к школе, сажали деревья, помогали с отделочными работами, расставляли мебель и парты. И только после зимних каникул, в январе 1967 года, начались уроки.

Фасад школы. 1968 год. Фото Юрия Серебрякова.

Возглавлял школу Виктор Семенович Ефимов — историк по образованию и ветеран войны. Под его руководством были оборудовал кабинеты и налажен учебный процесс. И через двадцать лет, уходя на пенсию, он передал эстафету молодому руководителю Александру Сергеевич Кураченкову.

Виктор Семенович Ефимов с учениками.

Ученики 7а класса. 1980—1981 годы.

Александр Кураченков сразу же вовлек весь педагогический состав школы в серьезный эксперимент по работе с одаренными детьми. С помощью Академии постдипломного образования прямо в здании школы были организованы интенсивные курсы повышения квалификации — каждый день после уроков учителя изучали новые методики, развивающие у детей мышление и память. Придя домой, они писали планы занятий по только что усвоенной технологии, и уже на следующий день вели по ним уроки. Сидя в классе, эксперты следили за учебным процессом, и когда дети расходились, начинался его подробный анализ. А после учителей знакомили со следующей методикой.

Александр Сергеевич Кураченков с учителями школы. 1986 год.

Так длилось целых два года. Выдержать этот ритм было очень непросто, но школа вышла на такой высокий уровень, что в 1993 году ей был присвоен редкий статус гимназии для одаренных детей. Она стала одной из самых первых санкт-петербургских гимназий. Учеников отбирали со всего города, и первый выпускной класс оказался «сверхзвездным» — 11 золотых медалей и 12 серебряных. Важную роль в становлении гимназии сыграла завуч Марина Васильевна Михайлова, ее имя до сих пор произносят здесь с теплотой и любовью.

Марина Васильевна Михайлова. 1979 год.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Алексеевна Марущак увлеченно рассказывает о выпускниках гимназии, многие их которых стали известными людьми. Среди них — вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, хоккеист и олимпийский чемпион Алексей Гусаров, заслуженный артист РФ Владимир Литвинов, корреспондент программы «Вести-Москва» Анастасия Саховская, член Союза писателей России Екатерина Челпанова, гитарист-виртуоз Григорий Горячев... Ученые и бизнесмены, спортсмены и музыканты — коллектив гимназии следит за успехами всех, кто вырос в ее стенах, а некоторые из выпускников активно участвуют в ее жизни.

Ирина Алексеевна Марущак в кабинете, где хранится история гимназии.

Выпускники на праздновании 50-летия гимназии.

Среди них — доктор физико-математических наук Валерий Викторович Несвижевский, научный сотрудник Европейского нейтронного центра «Институт Макса фон Лауэ -Поля Ланжевена» в Гренобле. Ученый приезжал в родную гимназию, чтобы прочитать ребятам лекции по квантовой физике, возил учеников на практику в лаборатории Института физики при СПбГУ, а потом, полностью оплатив поездку, познакомил с Институтом квантовой физики в Дубне. До сих пор он помогает окончившим гимназию студентам с дипломными работами, а нескольких выпускников даже пригласил на стажировку к себе во Францию.

Валерий Викторович Несвижевский.

Самые талантливые ребята заканчивали гимназию экстерном, в 13-14 лет. Одна из таких учениц, Харламова Анастасия, в 14 лет стала победителем международного конкурса «Пушкинские премии в Шотландии». Мастерство переводов этой девочки сравнивали сравнивали с работами С. Я. Маршака и К. И. Чуковского, а сейчас она закончила СПбГУ и знает девятнадцать языков.

В 2003-м году гимназия получила вторую площадку. Построенная на Софийской улице 228-я школа набирала мало ребят, и зашла речь о передаче здания на другие нужды. Чтобы сохранить школу, Александр Сергеевич присоединил ее к гимназии и наполнил учениками. Директор настоял, чтобы после слияния школы не разделялись на «младшую» и «старшую», и на каждой площадке были все классы. А после строительства новых домов на проспекте Славы и Южном шоссе учеников там стало еще больше, чем в главном здании.

В 2010 году гимназия № 295 получила статус центра подготовки к Кембриджским экзаменам, и ежегодно большая группа ее учеников получает Кембриджский сертификат. С ним ребята могут поступать в престижные вузы любых стран, где ведется преподавание на английском языке. В 2012 году школьники отправили поздравительную открытку английской королеве, и получили от нее ответ.

Кембриджский сертификат.

Открытка английской королеве.

Памятная табличка на фасаде гимназии рассказывает о победе в конкурсе «Внедрение инновационных образовательных программ». Учительский коллектив разработал свою систему выявления одаренных детей и технологии, сохраняющие их здоровье при высоких нагрузках. И в 2009 году гимназия получила грант в миллион рублей на реализацию системы индивидуального образовательного маршрута.

Ученик, увлекшийся интересной темой, выбирает себе учителя-тьютора. Тот помогает юному исследователю вести работу и если надо, организует консультации с учеными-специалистами, профессорами городских вузов. Свое исследование школьник презентует в родных стенах, перед товарищами по учебе — для этого в гимназии создано Научно-академическое школьное сообщество (ШАНС). Все удачные работы школьная комиссия направляет на районные или городские площадки, вплоть до Лихачевских или Нобелевских чтений. И защищая там свое исследование, ребята получают важный научный опыт и навыки ораторского искусства.

Презентация творческой работы в ШАНС

Но с элитарностью пришлось проститься в 2012 году. По новому закону об образовании, лицеи и гимназии должны были, как и все школы, принимать детей из своего микрорайона. И гимназия стала обучать обычных ребят — талантливых и не очень, вдумчивых и неусидчивых, старательных и безразличных. Вести уроки стало сложнее, но опытные педагоги делают все, чтобы передать свои знания купчинским детям. И о многих учителях новые выпускники вспоминают с благодарностью.

Увлечь детей учебой непросто, но очень помогают дополнительные элективные занятия. У каждого преподавателя есть любимые темы, которые он знает глубже остальных, и он предлагает детям изучать их вместе. А ребята могут выбрать такие уроки по интересам — деловой английский или английские традиции, задачи по экономике или задачи с параметрами, спорт или танцы. На такие уроки выделяется несколько часов в неделю.

Ученики гимназии участвуют в поисковом движении, работают с архивами и научной литературой. Ценные вещи, найденные на местах боев, они привозят в свой школьный музей «Бессмертный Ленинград». Здесь хранится много уникальных экспонатов, и ребята сами проводят экскурсии. У музея есть лицензия, и в минувшем году он занял первое место на конкурсе школьных музеев в Москве.

Экскурсия для младшекласников в школьном музее.

А историю 295-й гимназии хранит огромная стопка красочных журналов, где каждая страничка посвящена важному достижению или яркому событию. И перелистывая их, хочется пожелать педагогическому коллективу как можно дольше хранить добрые традиции, чтобы нести знания детям.

Выпуски школьных журналов.

Ольга Ясененко.