Брайль — тайнопись прикосновений

Это удивительное искусство нелегко освоить. Чтобы превратить шероховатые точки в слова, нужно научить пальцы утонченному осязанию, а мозг — расшифровке тактильных сигналов. Но даже сейчас, в век аудиокниг и удобных гаджетов, чтение и письмо по Брайлю остается для слабовидящих людей важным жизненным навыком.

Создатель рельефного шрифта Луи Брайль потерял зрение в раннем детстве, но получил прекрасное образование и стал известным парижским органистом. Работать над алфавитом для слепых он начал в двенадцать лет, и со временем включил в свою систему нотные знаки, математические символы — все, что нужно незрячим для разностороннего познания мира. Первые книги, напечатанные шрифтом Брайля, появились еще в 1830-х годах, а сейчас тактильную грамотность преподают в школах для слабовидящих и на многочисленных курсах. Есть такие занятия и в нашем районе, в местной организации Всероссийского общества слепых «Купчино».

Портрет Луи Брайля, сделанный участниками организации «Купчино»

«Теперь у нас доступная среда, система «Говорящий город»  — брайлевские таблички в поликлиниках, библиотеках, во многих местах. Это все создано, чтобы незрячий человек более-менее свободно ориентировался. А писать очень удобно в быту. Банки с вареньем, закатки, таблетки, компакт-диски ведь не подписаны по системе Брайля. И чтобы не путаться — бумажечку вырезал, приклеил, и не надо отвлекать своих близких. А тем, кто живут одни, это просто необходимо», — рассказала руководитель организации «Купчино» Елена Аркадьевна Давыдова.

Елена Давыдова.

Профессиональный педагог Наталия Матвеевна Жарова обучает системе Брайля жителей нескольких районов Санкт-Петербурга. Родившись со слабым зрением, она рвалась в детский интернат, где были интересные занятия и считалось стыдным не уметь танцевать и кататься на коньках. Там учили, что нужно все делать лучше зрячих, держаться с достоинством и не вызывать жалости. Наталии Матвеевне удалось вдохновить оптимизмом множество людей — более тридцати лет она возглавляла организации ВОС в разных районах нашего города.

Наталия Матвеевна Жарова с учениками.

26 ноября в уютном помещении организации «Купчино» на Будапештской, 63 прошел дружеский турнир чтения и письма по Брайлю «Умное шеститочие». Состязались с соседями, жителями Невского района. «Когда гости приходят постоянно, они становятся членами нашего дома. У нас сегодня очень приятное и полезное мероприятие. Я вам всем желаю успеха, но помните, что дружба должна победить!» — открыла встречу Елена Давыдова.

Елена Давыдова и Галина Волкова на открытии турнира.

«Маленькие радости, что мы здесь получаем, продлевают нам жизнь, дают стимул приезжать в гости в этот теплый и ставший нам родным дом», — добавила Галина Владимировна Волкова, председатель местной организации ВОС «Невская». Действительно, этот дом был наполнен удивительными людьми. Шагнувшую в серебряный возраст Юлию Нуровну за веселый задор и жизнерадостность даже молодежь звала Юлечкой, а мастерица Наташа, владея лишь одной рукой, умела создавать красивые цветы-кусудама.

Обучение новичков Брайлю начинается с большой деревянной колодки, поделенной на ячейки с шестью отверстиями. В них нужно наощупь вставлять «гвоздики» — такие же, как в детской мозаике. Один гвоздик в левом верхнем углу — это «А», а если воткнуть под ним другой, получится «Б». Чтобы сложить слово «БАБА», важно нащупать поперечные бороздки и размещать каждую букву в следующей ячейке. Наталия Матвеевна подходила к каждому ученику, объясняла, исправляла ошибки. И в результате одним в этот день удалось выучить несколько букв, а другим — самостоятельно сложить первое слово.

А в турнире участвовали более опытные брайлисты. Они разместились за другим столом, и каждый получил полоску с рельефным шрифтом — нужно было написать письмо на указанную в ней тему. Чтобы письмо вышло разборчивым и понятным, лист специальной бумаги закрепляется в железном приборе с ячейками. Каждая ячейка вмещает шесть точек, и острый как шило грифель должен пробить только те, что означают нужную букву. Вроде бы просто, если помнишь комбинации всех знаков. Но нет! Выпуклый шрифт образуется на обратной стороне листа, и значит писать нужно зеркально, справа-налево.

Грифели стучали быстро-быстро, как клавиши пишущей машинки. Закончив письма, участники турнира передали листки друг другу и по очереди стали читать. Лучше всего владеют этим искусством те, кто знаком с ним с детства. Их пальцы уверены и изящны, а голос звучит спокойно и плавно. Остальным же надо сосредоточиться, уйти в себя. Но справляются все, и одно за другим звучат добрые, душевные послания:

"Привет, дружище Алексей! К сожалению я в этом году так и не появилась в твоих краях...
"«Мой родной! Хочу поздравить тебя с более-менее успешно прожитыми 78-ю годами...»
"Дорогой внучок Олег! Хорошо, что ты ко мне заходишь...
«Этим летом мы побывали в пансионате в Гаграх...»

Элегию прервал веселый голос юной Саши Кузьменковой: "Уважаемый Петр Иванович! В квартире над нашим офисом часто случаются коммунальные аварии, что затрудняет нашу работу!» Оказалось, это Елена Аркадьевна написала письмо главе КИО. И всем стало весело.

Главным украшением конкурса стало старинное послание Александра Ильича Скребицкого — просветителя незрячих людей и создателя русского шрифта Брайля. Прочитать его доверили самому грамотному брайлисту Василию Федоровичу Наумову. И письмо рассказало, как в далеком 1882-м году его автор получил из типографии первые оттиски тактильных текстов и познакомил с ними детей из училища для слепых. Ребята, уже знавшие грамоту по деревянным буквам, были в восторге — ведь издание книг даст им возможность самостоятельно читать, узнавать новое и развиваться так, как просит душа.

«Эти слепые дети наградили меня не только лично, но и за будущие поколения несчастных, для которых созданное мною послужит источником нравственного и умственного развития. Сознание принесенной мною пользы выше всех знаков отличия вместе взятых, лежащих в Капитуле Российских орденов — для дураков!» — с восторгом сообщал Скребицкий своей матери.

Александр Скребицкий и его письмо.

Книги, написанные шрифтом Брайля.

Труднее всего чтение Брайля дается тем, кто занят ручной работой — даже легкое огрубение кожи лишает пальцы чувствительности. Наталии Матвеевне читать тоже непросто, потому что она одновременно ведет кружок оригами. Но помогает тепло — если руки согреть, читать станет легче. А тех, кто видит в очках, все время тянет взглянуть на неясное место. С таким искушением надо бороться — чтение шрифта Брайля опасно даже для здоровых глаз, зрение садится моментально!

В конце конкурса председатель жюри Николай Жаров вручил всем подарки и необычные памятные дипломы — текст на них был написан и обычным, и рельефным шрифтом. Завершился турнир маленьким концертом Саши Кузьменковой — хрустальный тембр голоса девушки удивительно дополнял чуткость ее пальцев. Как и ожидалось, в турнире победили дружба и веселое чаепитие. А листки с письмами участников полетят в кружок оригами, где превратятся в статуэтки и изящные вазы.

Луи Брайль был бесконечно добрым, отзывчивым человеком, отдавшим жизнь служению людям. Не требуя благодарности, он помогал нуждающимся, и ученики искренне любили его. Кажется, что точки созданного им шрифта до сих пор таят в себе сигналы его души. И касаясь пальцами, люди незримо воспринимают их и несут дальше.

Портрет Луи Брайля.

Ольга Ясененко