Фарфоровский Пост: чего опасаются жители?

Жители Фарфоровского Поста поделились с журналистами, чем может обернуться для них строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва. Под снос попадает пять стоящих вдоль дороги домов. Четыре из них — жилые.

Публикация схемы высокоскоростной железнодорожной магистрали сразу же стала предметом горячих споров. Ведь новую дорогу проложили не по обширным землям станции Сортировочная-Московская, а прямо по городским территориям: все, что попало в зону строительства, подлежало сносу. Это касалось даже охраняемых объектов — комплекса дореволюционных зданий на Лиговском проспекте и военного памятника у проспекта Александровской фермы.

На этой же линии оказались несколько домов на Фарфоровском Посту. Почти все они были построены до революции, но благодаря позиции КГИОП, ни у одного из них нет защитного статуса. Краснокирпичные коттеджи создают удивительную атмосферу старины, восстановить которую будет невозможно. Но пока градозащитники бьют тревогу, очень важно знать, а что думают сами жители? Встреча с журналистами канала НТВ стала для этих людей поводом обсудить друг с другом свою позицию, поделиться опасениями и вместе искать выход.

Построенный в 1933-м году дом № 34 — самый молодой на придорожной линии, но при этом самый ветхий и проблемный. В войну был ранен бомбой, но треснувшие стены скрепили стяжками. Здание было признано аварийным еще в 1970-х годах, а потом аварийность сняли. «Конечно отсюда лучше переехать. Деревянные перекрытия превратились в труху, из них невозможно вывести насекомых, а по ночам в стенах шуршат мыши. Балка на полу вздулась и мешает открываться двери. Потолок осыпается, подвала нет, внизу сплошная сырость. Нет горячей воды, у всех в квартирах стоят бойлеры. В наших домах даже не предусмотрены ванные комнаты, всем приходилось делать перепланировку и ставить душевые кабины. Проседает напряжение в сети, водопроводная система очень старая. И постоянный шум от железной дороги», — рассказали жительницы Татьяна Пахомова и Сандра Семерджиева.

Жители на фоне дома № 34.

Обваливающийся потолок в доме№ 34.

Но есть в 34-м доме и те, кто ценит свое жилье. «Некоторые жильцы сделали капремонт, восстановили старые печи, кто-то даже камин поставил. Купили бойлеры, и у них все нормально. У меня окна на дорогу выходят, но она мне совсем не мешает. Сапсан вообще тихо идет, у него ровный шум», — поделился сосед девушек Валерий Хинин. Семья Валерия Хинина не хочет уезжать отсюда, и даже Татьяна Пахомова, несмотря на все неудобства, любит свой дом. «Зеленый двор, ощущение жизни за городом, двухэтажные домики и, когда нет поездов — тишина. Я живу здесь с рождения, и мне тяжело терять этот мир. Переезд — это вынужденная мера, нас просто поставили в невыносимые условия». По словам Татьяны, многие люди не делают ремонт именно из-за неопределенной ситуации со статусом дома и возможным расселением.

Весенний пейзаж с домом № 34.

Кирпичные дореволюционные дома №№ 40, 48 и 54 — добротные здания с крепким каменным фундаментом, толстыми стенами и высокими потолками. Желающих остаться здесь еще больше. «Я давно живу здесь, и не хочу никуда уезжать. У меня отличная квартира, а на электричке очень удобно добираться до города — несколько минут и ты на Невском. Если окна выходят во двор, никакого шума от дороги нет», — считает жительница дома № 40 Ольга Конышева.

С ней согласен Владимир Кузьмин из 48-ого дома: «В наших домах совсем недавно сделали капремонт, поменяли всю электрику, водопровод. Сделали новую крышу — видите, как блестит? Это очень прочные здания, они 110 лет стояли, и еще столько же простоят!» Но, с другой стороны, и в этих домах есть люди, кому мешают сортировочная горка, станционные громкоговорители, и кто хотел бы уехать.

Глава муниципалитета № 72 Павел Швец объяснил жителям, что переезжать все равно придется. По существующим нормам, их дома стоят слишком близко к железной дороге и в любом случае будут расселены. «Они находятся в санитарной зоне железной дороги, где могут стоять только нежилые здания. И сейчас самый важный вопрос — что вам предложат взамен». Действительно, несмотря на множество запросов в Смольный и РЖД, никакой информации о своем будущем жители до сих пор не получили. И эта неопределенность стала поводом для подозрений и тревоги.

Глава муниципалитета № 72 Павел Швец с жителями домов.

И подозрений не беспочвенных. Несмотря на нахождение в санитарной зоне, почему-то ни один из этих домов не был поставлен в очередь на расселение — по всей видимости, город решил сэкономить, взвалив эти расходы на РЖД. И теперь жители боятся, что компания не станет тратиться на равноценное жилье для них, а лишь выплатит компенсацию по рыночной стоимости, причем максимально заниженной.

Дома находятся совсем рядом с железнодорожными путями.

«Сколько могут стоить квартиры у самой железной дороги? Два миллиона? Мы даже однокомнатной на эти деньги не купим!» — считает Ольга Конышева.
«При расселении по очереди нам должны дать равноценное жилье в нашем районе. А так могут предложить какие-то дальние окраины, Славянку» — предполагает Владимир Кузьмин.
«Наш дом такой дешевый, что мы можем вообще оказаться на улице!» — справедливо опасаются Татьяна и Сандра из 34-ого дома.
«И ведь еще нужны средства на переезд — машину, рабочих. Пожилые люди не смогут таскать вещи на себе, а лишние деньги не у всех есть!» — добавляет Валерий Хинин.

Лестница в одном из кирпичных домов.

Окно и лестница в доме № 34.

Недоверие людей к компании РЖД вполне понятно. «Снесли старинные дома на Лиговском ради вокзала для этой магистрали, а появилась „Галерея“. Могли бы построить вокзал с другой стороны — землю продали, теперь там ЖК „Царская столица“. А теперь хотят снова сносить дома на Лиговке, и наши дома, и наш старинный вокзал. Также как в Токсово вокзал снесли, и в других местах. Компанией руководят пришлые люди, им нет дела до нас и нашего города!» — считают собравшиеся.

С этим согласны и другие жители Купчино, ведь Фарфоровский пост для многих жителей района — любимое место прогулок. «Сюда многие приезжают окунуться в другой мир», — говорит Татьяна Пахомова.

Осенний Фарфоровский Пост.

И конечно люди недоумевают, почему нельзя провести магистраль в стороне от жилых домов. Действительно, территория станции Сортировочная-Московская огромна. «Там можно проложить дорогу, даже не затрагивая сортировочных горок — есть множество путей, используемых для отстоя локомотивов, есть неиспользуемые постройки — неужели весь этот хлам важнее жизни людей? Мы коренные петербуржцы, люди с высшим образованием, почему от нас можно просто отмахнуться?» — возмущается педагог с огромным стажем Татьяна Румянцева. Ее мнение поддержали мужчины — ведь многие жители Фарфоровского Поста работали на Сортировочной станции и хорошо знают ее планировку.

Пустырь с другой стороны станции «Фарфоровская».

Сместить магистраль в сторону от Фарфоровского Поста предлагали и градозащитники, но в ответ в РЖД выдвинули довольно странный проект — разрушить первую линию домов лишь наполовину, превратив выходящие во двор стены в элемент шумозащитного экрана. «Потемкинскую деревню» сразу же раскритиковали ВООПИК и другие специалисты, а жители Фарфоровского поста сочли такое расточительство бездумным: «Даже если нас расселят, помещения в этих домах можно было бы отдать каким-нибудь офисам или общественным организациям, у которых нет своего угла!»

В одном из этих домов сейчас располагается офис РЖД.

Павел Швец предложил жителям обратиться за помощью к депутату ГосДумы Оксане Дмитриевой. Составив письмо, люди попросили депутата организовать встречу с профильными комитетами и представителями РЖД — пусть они прямо ответят на все вопросы. А журналистам жители Фарфоровского Поста объяснили, что сейчас для них очень важна точная и своевременная информация обо всем, что касается строительства магистрали и их расселения. Вспоминая похожую ситуацию с гаражным кооперативом ПО-3, люди боятся стать жертвами финансовой схемы, не учитывающей их права и интересы.

Ольга Ясененко.