Самозанятость — между светом и тенью

Уже полтора года в Санкт-Петербурге действует экспериментальный налоговый режим для самозанятых граждан, и такими себя считают уже больше 100 тысяч человек. Но немало и тех, кто по-прежнему остается в тени, не афишируя свой труд и не платя налоги. Эту щекотливую тему обсудили 28 мая участники круглого стола «Самозанятость — как драйвер развития молодёжного предпринимательства».

Встреча была организована муниципалитетом № 72 в уютном конференц-зале, предоставленном рестораном BBQ. Дискуссию финансистов, экономистов и предпринимателей вела глава администрации МО-72 Ольга Тенищева, а слушателями стали жители Купчино.

Ольга Тенищева.

Суть эксперимента кратко обрисовал эксперт коммерческого права Виктор Пастернак. Налог на доход самозанятых не велик, он составляет 4% при работе с физическими лицами, и 6 % — с юридическими. Касса и бухгалтерия не нужны — для этого есть личный кабинет или мобильное приложение «Мой налог». Получив деньги за работу, нужно просто нажать кнопку и сформировать чек — сумма налога рассчитывается автоматически, а платить его нужно раз в месяц, или просто создать счет, откуда он будет списываться.

Важный плюс — можно заниматься разными видами деятельности и совмещать их с работой по найму. Ограничения — нельзя торговать чужой продукцией и нанимать сотрудников, а годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей.

Виктор Пастернак.

Депутат МО-72 Ирина Хейкинен рассказала, что выбрала режим самозанятости, имея богатый опыт разных налоговых систем. Она — преподаватель, муж ремонтирует квартиры, и такая форма налогообложения семье очень подходит. Нравится удобная отчетность и право не платить страховые взносы — это очень важно, когда доход невелик.

Ирина Хейкинен.

Возможности самозанятых гораздо шире, считает опытный бизнес-наставник, директор Центра развития технологических проектов и предпринимательства СПбПУ Александр Гаврюшенко. С помощью всего одного юрлица самозанятые могут создавать коллективные проекты, охватывающие разные города и страны. А расправить крылья помогут такие центры, как бизнес-коворкинг «Ленполиграфмаш», фонд предпринимательства «Точка кипения», бизнес-инкубатор «Ингрия». Стать самозанятым можно с 14-ти лет, и молодых предпринимателей ждут проекты «Мой первый бизнес», «Умник», «Старт», «Венчурный акселератор».

Александр Гаврюшенко.

Такой поддержкой уже воспользовалась Екатерина Некрасова из молодежного совета МО-72, победитель конкурса «Мой первый бизнес». Миниатюрная девушка разработала размерную сетку для нестандартных фигур, и пошив одежды у нее выходит дешевле, чем в ателье. Екатерина участвует в экологическом движении молодежного совета МО-72 и мечтает о линии вещей из переработанной ткани. Энергичная девушка готовится запустить свой стартап, так что самозанятость для нее — этап важный, но пройденный.

Екатерина Некрасова.
Друзья Екатерины показали ее модели.

Для самозанятой молодежи в городском Центре развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП) готовится обучающая программа – продвижение в интернете, разработка сайтоа, таргетинг, вывод на маркет-плейсы. А также предприниматели любого возраста могут получить здесь бесплатные консультации по юридическим, финансовым, бухгалтерским вопросам и маркетингу. Об этом рассказал представитель ЦРПП Евгений Елисеев.

Евгений Елисеев.

Есть в ЦРПП и программы для молодых мам. Но ездить туда с коляской очень непросто, а ребенка оставить негде, — заметила серийный предприниматель и многодетная мама Ирина Корчинская. Многие женщины хотят подработать в декрете, но им нужна поддержка рядом с домом, на муниципальном уровне. Первой ласточкой в этом направлении стал курс лекций, «Азбука предпринимательства», недавно прошедший в МО-72. Ирина создала сеть кафе-коворкингов для женщин «Buzy mom», где за детьми присматривали няни. Проект не пережил пандемии, но, безусловно, достоин возрождения!

Ирина Корчинская.

В Агентстве занятости Фрунзенского района молодые мамы могут освоить дополнительную профессию, и эта программа очень востребована — рассказала специалист АЗН Светлана Коровкина. Начинающих предпринимателей Агентство может направить на двухнедельные бесплатные семинары в «Школу бизнеса», компенсировать им услуги юриста и провести психологическое тестирование на способность к той или иной деятельности.

Светлана Коровкина.

Путь предпринимателя тернист и не прост, и придя к успеху, многие вдруг теряют интерес к работе — важнее денег становится самореализация. Этот важный вопрос подняла Наталья Королева, генеральный директор консалтинговой компании  «АП-Эдвайзерс». Поэтому молодежи, да и всем самозанятым, нужна психологическая грамотность, чтобы разобраться в себе и правильно расставить приоритеты.

Наталья Королева.

К сожалению, заметила экономист и депутат ЗакСа Оксана Дмитриева, все финансирование малого бизнеса уходит на содержание консультационных центров, а не на реальную поддержку предпринимателей. И в результате большая доля самозанятых — это не те, кто решил легализовать свой труд, а бывшие ИП или ООО, понизившие планку из-за пандемии. Поэтому для развития малого бизнеса очень важны льготные кредиты, а еще лучше — гранты.

Оксана Дмитриева.

Однако самозанятым почти невозможно получить кредит, оформить ипотеку, а многие предприятия не хотят сотрудничать с ними, — поделились своим опытом купчинцы. Есть и другие опасения: в формирующих налог чеках не отражаются расходные материалы, порой очень дорогие. Налоговая служба мониторит счета самозанятых и может потребовать документ на любую поступившую сумму. А еще многие боятся, что, засветившись в налоговой, будет невозможно вернуться в тень после завершения эксперимента.

Ольга Тенищева и другие эксперты предостерегли, что налоговые органы и так отслеживают тех, кто продвигает свой труд в соцсетях, и могут привлечь к ответственности. Но, как и любой бизнес, легальная, и теневая самозанятость имеют свои риски, и складывается впечатление, что они и дальше будут сосуществовать параллельно.

Ольга Ясененко.