Полеты над Волковым полем: Юрий Лозыченко о колыбели русского воздухоплаванья
Огромный кит медленно выплывает из эллинга на гладь Волкова поля, где серебристой стайкой вьются взволнованные инженеры в военной форме. Все приготовления окончены, кит отрывается от земли и величественно скользит в синь неба, пронзенную солнечными лучами. Кит плывет вдоль изгибов речки Волковки, мимо иноверческих кладбищ, над домиками деревни Купчино, и крестьяне, отрываясь от работы, замирают, восхищенно глядя в небо.
Русское военное воздухоплаванье родилось на Волковом поле, и отсюда начался его долгий путь от неуправляемых аэростатов до покорения Космоса и создания Воздушно-космических сил России. Великой и забытой странице нашего прошлого была посвящена встреча с историком-энтузиастом Юрием Михайловичем Лозыченко, которая прошла 10 апреля в библиотеке имени Чехова.
Юрий Лозыченко в советское время работал на авиаремонтном заводе 6-й армии ВВС ЛВО на Парковой улице. Знакомство с Варварой Александровной Мороко, дочерью основателя русского военного воздухоплаванья Александра Матвеевича Кованько, вдохновило его на поиск информации о старинном Воздухоплавательном парке. Руководство воинской части оценило энтузиазм сотрудника и доверило ему подготовку материалов и экспонатов для ведомственного музея.
Историк-любитель был восхищен личностью Александра Кованько – талантливого русского инженера, человека разносторонних интересов и пламенного патриота своей страны. «Зная порядка шести иностранных языков, Кованько много ездил по странам, где применялось воздухоплаванье. Там он сделал вывод, что необходимо как можно быстрее применить эти знания в России, причем основу нового рода войск нужно создавать своими руками», — рассказал Юрий Лозыченко.
В 1885 году Александр Кованько возглавил команду военных воздухоплавателей, и здесь, на Волковом поле, взлетел первый русский военный аэростат. В этом же году на аэростате «Сокол» был совершен первый свободный перелет из Санкт-Петербурга в Великий Новгород. Аэростаты были неуправляемыми, и чтобы сообщить о месте приземления, с собой брали почтовых голубей — их разводили здесь же, на Волковом поле.
Именно Александр Кованько в 1886 году сделал самые первые в России фотографии с воздуха. Он много раз летал на воздушных шарах, знал жесткие посадки, четыре раза приземлялся в ледяную воду Финского залива или Ладоги. Аэростаты наблюдали за погодой, изучали атмосферу и воздействие высоты на людей, и эти знания очень пригодились, когда появились управляемые летательные аппараты.
В 1908 году с Волкова поля взмыл в небо испытательный дирижабль «Учебный», и вскоре здесь был построен первый в России воздухоплавательный эллинг. А когда в 1910 году из него выплыл 70-метровый «Кречет», самый первый русский дирижабль, команда военных воздухоплавателей стала называться Офицерской воздухоплавательной школой (ОВШ). К Первой мировой войне Россия имела на вооружении 20 дирижаблей — построенных здесь или купленных за границей.
Здесь же, на Волковом поле, были созданы первые русские аэропланы – сведения об этом Юрий Лозыченко сам отыскал в военных архивах. «В 1908 году был утверждено решение о выделение денег 14 500 рублей Воздухоплавательному парку для постройки пяти аэропланов собственной конструкции. Было построено четыре. В разобранном виде их перевезли на военное поле Кирасирского полка под Гатчину для испытаний и, к сожалению, полетел только один, Агапова. Именно Кованько предложил создать на поле в Гатчине аэродром».
Так в ОВШ появился авиационный отдел, выпускниками которого стали многие знаменитые русские авиаторы – Петр Нестеров, Сергей Ульянин, Георгий Горшков. А сама воздухоплавательная школа обзавелась еще двумя аэродромами – Комендантским и Корпусным (парк Авиаторов).
«Когда Нестеров пришел устраиваться в офицерскую школу, Кованько ему сказал – не торопись, приучи себя к высоте, к небу, а потом уже стремись на аэроплан. Нестеров смутился, но в итоге был благодарен Кованько. Потому что он понял, что если бы он не окончил курсы воздухоплавателя на аэростатах, а сразу бы сел на аппарат, который тяжелее воздуха, то могли быть неувязки со здоровьем».
Собранные Юрием Лозыченко уникальные документы хранились в главном здании бывшей Офицерской воздухоплавательной школы, но с 2006 года строения воинской части стали распродавать. Музей переезжал из одного помещения в другое и под конец оказался в полуразрушенном сарае — лишь часть экспонатов удалось пристроить в Гатчинский музей и 406-ю гимназию города Пушкина.
С тех пор Юрий Лозыченко ведет неравную борьбу за сохранение своей уникальной коллекции и всего комплекса построек ОВШ. Благодаря ему пять самых крупных зданий получили статус региональных памятников военной культуры, но это не уберегло их от продажи и варварского отношения новых хозяев – закрытая территория позволяла распоряжаться нашей историей практически без надзора.
В 2012 году семидесятилетний градозащитник придал огласке, что компания «Крафт Инвест» самовольно изменила конструкцию одного из зданий и демонтировала памятные доски с именами Александра Кованько и Петра Нестерова. Семье Лозыченко начались звонки с угрозами, а потом Юрия Михайловича подкараулили в парадной: «Меня жестоко избили. Молодые люди со словами «пора, старик, рассчитаться» стали наносить удары. Потом они убежали». История всколыхнула город, мемориальные таблички вернули на место, но дело о нападении так и не было расследовано.
Долгое время Юрий Лозыченко пытался увековечить память «Адмирала русского воздухоплаванья» в городской топонимике, однако победа оказалась горькой: «В 2012 году г-образный переулок назвали «улица Кованько». Какого Кованько? Дворника, студента? Генерал-лейтенанта Кованько! И это не улица, а закуток — ни уму, ни сердцу! Данное место к офицерской школе не имеет отношения!»
Правнучка Александра Кованько Татьяна Громова, гостья встречи в библиотеке, выразила надежду, что переулок Кованько будет отремонтирован и примет более достойный облик. Она показала собравшимся эскиз памятника Александру Кованько, сделанный скульптором Яном Нейманом — его можно было бы установить на маленькой площади этой улицы, неподалеку от Университета кино и телевидения.
Герой России ветеран-подводник Анатолий Григорьевич Зайцев обещал привлечь к судьбе улицы Кованько районный Совет ветеранов. «Мне Юрий Михайлович понравился тем, что он энтузиаст, человек, который горит. Таких людей очень мало, и благодаря таким людям делаются очень большие дела. Такие люди очень нам нужны. По мнению чиновников, они вредны, мешают жить, работать, но они добиваются своего!»
В 2018 году у музея авиации Офицерской воздухоплавательной школы появился шанс – НКО «Фонд истории авиации» арендовала несколько зданий воинской части и начала работу над созданием экспозиции. Была открыта выставка фотографий, а в ангаре разместили экспонаты — форму первых авиаторов, модели воздушного шара и аэропланов. Но лишь немногим горожанам посчастливилось побывать здесь на экскурсии – через три месяца руководство воинской части закрыло доступ на территорию.
Сейчас над зданиями ОВШ нависла серьезная угроза — строительство Витебской развязки скоростной магистрали. КГИОП обрек большую часть воинской части на снос, и Юрий Михайлович опасается, что дорожное строительство нанесет ущерб и тем зданиям, что имеют защитный статус. Поэтому в конце своего рассказа он предложил всем собравшимся подписать петицию о спасении всего комплекса зданий ОВШ и создания в мемориальном военном городке большого музея русской авиации.
Сложно представить лучшее места для музея авиации, чем ее колыбель, где даже одноэтажные ангары хранят память о первых полетах в небо. Здесь хватило бы места для множества разных экспонатов – огромных и маленьких, исторических и воссозданных умелыми руками. А там, где раньше стоял эллинг, можно было бы запускать аэростаты и модели аэропланов, с детства прививая людям любовь к небу и уважение к истории российской авиации. Но ни городским властям, ни бизнесменам в военной форме это не нужно.
Над Парковой улицей реет полинявший флаг ВВС, а сквозь закрытые ворота виден офицерский дом, где когда-то жила огромная семья Александра Кованько — все его сыновья стали авиаторами, а две дочки вышли замуж за летчиков. Однако постороннему человеку здесь ничто не расскажет о великом прошлом, ведь все мемориальные доски и памятные знаки находятся внутри, за оградой.
С платформы «Воздухоплавательный парк» можно разглядеть старые казармы и склады – темные и полуразрушенные. А полюбоваться главным корпусом ОВШ сейчас мешает забор автомойки. По словам Юрия Михайловича, прежде это красивое здание было небесно-синим, но новый хозяин, вопреки закону, выкрасил его в желто-оранжевый цвет. Остатки Волкова поля за железной дорогой превращены в стихийную свалку — скоро и эта земля будет застроена.
Стоя здесь, я пытаюсь представить огромный эллинг, взволнованных воздухоплавателей, восхищенных зрителей. Огромный как кит дирижабль медленно разворачивается в апрельском небе и уплывает в прошлое.
Ольга Ясененко.