Две трети купчинских бюджетников подчинились требованию открепиться для голосования

Голосование по внесению изменений в Конституцию РФ 2020 года, еще не начавшись, обросло скандалами. Рекламируя грядущие социальные блага, федеральные телеканалы и развешанные по всему городу плакаты почему-то забыли рассказать самой спорной поправке — той, что позволит действующему президенту управлять страной еще два срока подряд.

Другой важной проблемой оказалось возвращение досрочного голосования, отмененного несколько лет назад из-за невозможности обеспечить неприкосновенность бюллетеней. Так в 2014 году в Купчино высокую явку на досрочное голосование обеспечили пенсионеры. Их целыми автобусами свозили на избирательные участки после экскурсий и других специально устроенных мероприятий, и именно эти голоса повлияли тогда на результаты муниципальных выборов.

"Ведь как было на выборах в 2014 году, когда можно было голосовать досрочно? Оппозиция не в силах выставить круглосуточное наблюдение за сейфом. Ну нет таких ресурсов ни у кого. Ключ от сейфа и печать — у председателя избирательной комиссии. Все председатели хорошо заряжены. Заряжены на работу. Дальше вы понимаете схему, да? В бюллетенях из сейфа оказались на 99% одни и те же наборы фамилий. Редкое единодушие проявили избиратели проголосовавшие досрочно", — вспоминал об этом избранный в 2019 году депутат МО № 72 Владимир Волохонский.

Поскольку экскурсии и концерты сейчас отменены, досрочное голосование перекочевало в бюджетные организации. Депутат ЗАкСа Борис Вишневский опубликовал на своей страничке ВКонтакте немало присланных ему жалоб — работники самых разных учреждений рассказывали, как их настоятельно просили открепиться от места проживания и в установленный день проголосовать на конкретном участке. Некоторые работодатели объясняли требование карантинными мерами, а другие прямо говорили, что установка дана сверху.

"Давайте не будет говорить о нравственно-этических моментах принудительного голосования в одном месте. Власть тоже подневольна. Мы весь июнь получаем зарплату со всеми надбавками, фактически, находясь в отпуске. (...) Считайте, что регистрация и голосование – это ваши должностные обязанности в июне, на полную зарплату. Не так и много. Наша лояльность поможет училищу в будущем", — привел депутат текст, который директор музыкального училища им. Мусоргского разослал своим подчиненным.

Как показал анонимный опрос, проведенный «Новостями Купчино», каждый второй бюджетный сотрудник столкнулся с требованием открепиться и заранее проголосовать не по месту регистрации, а на указанном работодателем участке. При этом две трети таких людей признались, что готовы подчиниться, чтобы избежать проблем.

По словам купчинцев, такие требования не везде выражались в жесткой форме. В одних учреждениях сотрудников просто информировали, как открепиться, и где голосовать, в других просили сделать это, но не сильно настаивали — по видимому, многое зависело от позиции начальства.

Однако некоторые сотрудники госучреждений столкнулись с достаточно жестким требованием проголосовать досрочно.

"Мой муж бюджетник, заставили. Требуют зайти на сайт Госуслуг на работе. Если не сделать — передадут информацию начальству куда-то там".
"У дочери на работе просто прессовали в том числе и руководителя, работу терять не хочется, почти все будут против. Руководитель сам не думал что будут так прессовать".
"Знакомого в обязательной форме заставили открепиться и голосовать в Янино. Скриншот QR-кода предоставить в отдел кадров".
"На работе предложили открепиться и настойчиво напоминали об этом. А потом генеральный расписал, как правильное голосование поможет предприятию. Но все в рамках закона".
"Моя мама работает в «Метрополитене», их заставили открепиться и прикрепиться рядом с работой. Пугали, что накажут непосредственных начальников".
"Заведующая детским садом, где работает моя знакомая, настоятельно рекомендовала открепиться и голосовать в соседней школе. Практически заставляла это делать. Просто настойчиво и навязчиво требовала".

Некоторые купчинцы согласились рассказать о принуждении к досрочному голосованию более подробно. Практически все, кто откликнулся на просьбу корреспондента, попросили не упоминать в тексте ни их имен, ни точного названия учреждения:

«Не хочу афишировать ни названия своей компании, ни должности».
«Очень люблю работу и коллектив. Понимаю, что бюджетники вот в такой ловушке, но что поделать».
"Прошу анонимности, так как организации крупные, а с работой сейчас очень плохо. Но этот беспредел уже бесит
".

Тем не менее, эти свидетельства очень интересны — они подтверждают, что в каждой организации этот процесс проходил по-своему, то есть именно начальство принимало решение, каким образом и насколько строго будет выполняться установка, полученная ими откуда-то сверху.

"Нас просили открепляться — прислали сообщение в вацап мол открепитесь туда-то, вам на работе удобно будет сбегать проголосовать. Наши очень осторожные — кому-то в вацап писали, кому-то по телефону, кому-то устно — никаких приказов или рассылки не делают давно. А потом списки составляли, навязывали — а ты открепился? А ты? Но это еще от руководителя зависит. Я сказала что если будут настаивать, у меня есть выход на сми".

"11 июня всем сотрудникам на рабочую электронную почту пришло распоряжение об откреплении по месту регистрации и обязательном прикреплении к месту работы, через Госуслуги. У кого нет — письменно в своем уик это сделать. Срок открепления до 12 часов дня 12 июня, напомню, что это был выходной. Всем необходимо было прислать на воцапп начальника отдела кадров скриншот. Затем, на этой неделе, пришло новое письмо с текстом: "Все должны будем проголосовать на конкретном участке в строго определённое время, сообщить сколько проголосовало родственников".

"Этим занимался отдел кадров, очень нехотя и осторожно подбирая слова. Сначала интересовались у всех, ли есть подтверждённая регистрация на госуслугах, предлагали помощь зарегистрироваться. Но потом затихли. А через несколько дней пришли со словами, что мы всех включаем в списки на открепление. Все согласны? Все согласны! Потом пришли два молодых человека и быстренько всем раздали открепительные под подпись. А мне на почту пришло сообщение с Госуслуг, что статус вашего обращения изменён, и вы открепились на такой то участок. То есть, от моего имени каким-то образом подали заявление на Госуслуги!"

Некоторые петербуржцы все же решились написать жалобу главе ЦИК Элле Панфиловой, предоставив подтверждающие документы: "Мы проверили 70 обращений. Больше всего таких случаев в Москве и Петербурге. Москва — 16. Петербург — 23. По Москве чётко отработали с мэром. По Петербургу об этом не могу сказать — пока не видела ни реакции губернатора, ни прокуратуры. Надеюсь, дождёмся. Всего 52 обращения содержат конкретные указания на работодателей", — рассказала Панфилова.

Элла Панфилова обратилась гражданам с призывом не бояться угроз работодателей, и не голосовать по принуждению: "Никого не бойтесь, голосуйте там, где вы считаете нужным, свободно и так, как вы считаете нужным. Если будут появляться какие-то факты малейшего принуждения кого бы то ни было, мы будем реагировать! — обещала глава ЦИК.

Вмешательство в свободный выбор граждан при голосовании подпадает под статью 141 Уголовного кодекса, а использование принудительных мер и служебного положения являются отягчающими обстоятельствами и караются наказанием вплоть до лишения свободы на 5 лет.

Но если вспомнить о жестких нарушениях закона во время минувших выборов, за которые до сих пор никто так и не понес ответственности, то неудивительно, что в защиту Эллы Панфиловой верят очень немногие. Вероятнее всего, выбор принуждаемых к досрочному голосованию людей будет зависеть от настойчивости начальства и оценки собственных рисков.

По данным ЦИК, к 20 июня в стране уже проголосовало досрочно 67 000 человек. В Санкт-Петербурге на сегодняшний день открепилось от своего участка 316 тысяч человек, и 302 тысячи человек прикрепились для голосования по месту нахождения.

Ольга Ясененко.
Фотографии Владислава Васильева

$Подготовка этого текста стала возможна благодаря вашим пожертвованиям. Новости Купчино — СМИ, учреждённое активистами района. Это значит, что мы пишем то, что может не понравиться людям в районной администрации, в Смольном, в Кремле. То, что не принесёт прибыли. Мы снимаем и вещаем.

Сделайте единовременный подарок редакции или станьте купчинским меценатом, подписавшись на ежемесячные пожертвования (от 1$).