Можно ли избавиться от скрежета сортировочной горки?
Жителей множества городов нашей страны, живущих вблизи сортировочных железнодорожных станций, объединяет важная проблема — шум тормозов при формировании грузовых составов.
Чтобы решить проблему, в Тюмени, проводили одиночные пикеты, жители трех районов Москвы подписывали петиции и судились с РЖД, а в маленьком городке Батайске люди пытались взывать к жалости начальника станции. Не стала исключением и станция Сортировочная-Московская, звуки которой хорошо слышны в Купчино и Невском районе — сейчас наши соседи тоже собирают подписи против этого шума.
Сразу стоит заметить, что звуки сортировочной горки, раздражают не всех — долго жившие рядом с ней люди часто привыкают и перестают замечать их, а других она беспокоит только в жару, когда по ночам открыты окна. Но все же очень много тех, кому лязг действует на нервы, мешает спать, и советы «купи стеклопакеты и кондиционер» в этом случае неуместны.
Станция Петербург-Московский-Сортировочный является одной из самых крупных в нашей стране, и формирование составов происходит здесь круглосуточно. Маневровый локомотив толкает прибывший состав на горку, автоматика переключает стрелки, и заранее расцепленные вагоны самостоятельно скатываются на нужный путь, где автоматически сцепляются! Чтобы скатывающийся с горки вагон не набрал скорость, на рельсах установлены специальные замедлители, контакт с ними и создает раздражающий многих скрежет.
В последнее время на смену сортировочным горкам приходят грузовые контейнеры, которые кран переносит на платформу нужного состава. Однако этот способ перевозки подходит не для всех грузов, и уповать на закрытие сортировочной горки еще рано.
Недавно Фрунзенский районный суд рассмотрел гражданское дело по иску Санкт-Петербургского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» и Администрации Фрунзенского района. Прокурор требовал возложить на Октябрьскую железную дорогу и районные власти обязанность по защите от шума жителей домов №№ 30 корпус 1, 32 корпуса 2 и 3, 38 корпус 2 и 48 корпус 1 по Софийской улице, а также дома № 27 по улице Белы Куна.
Измерение шума от сортировочной горки вблизи этих домов показало что предельно допустимые показатели превышены и в дневное, и в ночное время. В зависимости от расположения дома, превышение эквивалентного норматива непостоянного шума могло увеличиваться на 16 дБА, а максимального уровня шума — до 7 дБА.
Специалисты сделали вывод, что РЖД не исполняет санитарно-эпидемиологические законы надлежащим образом, однако компания не согласилась с этим и потребовала другой экспертизы. Однако «Центр судебной экспертизы» тоже подтвердил превышение уровня шума от сортировочной горки в указанных домах.
Изучив документы, юристы РЖД нашли хорошую зацепку — требования к соблюдению уровня шума, по формулировке закона, распространялись лишь на строящиеся или реконструируемые объекты. Компания предоставила документы, что с 2003 года пропускная способность горки оставалась неизменной.
Также юристы РЖД напомнили, что железную дорогу построили в 1851 году, станцию Петербург-Сортировочный-Московский открыли в 1879 году, а жилые дома появились здесь только в конце 1960-х годов. Когда Купчино строилось, никаких нормативов шума вообще не было, и, таким образом, виновны, по мнению РЖД, только советские градостроители.
Иное дело — построенный в 2009 году дом Софийская, 38 корпус 2, РЖД считает, что его жителям нужно предъявлять претензии к застройщику, нарушившему уже введенные санитарные ограничения.
Однако решающую роль в этом деле сыграл аргумент ЦСЭ о том, что «технических решений, которые бы позволили снизить уровень звука от работы станции на жилую застройку в настоящее время не существует из-за особенности распространения шума. Таким образом, удовлетворение иска приведет к вынесению заведомо неисполнимого решения».
На основании этого суд отказал в удовлетворении иска транспортному прокурору, а значит и жителям домов на Софийской и Белы Куна. Однако трудно поверить, что в эпоху нанотехнологий инженеры никак не могут разобраться со скрипом от трения — тем более, что способы решения проблемы нашлись даже при беглом поиске в интернете.
Так на сортировочной горке московской станции Перово, из-за которой люди собирали подписи, уже установлено оборудование, снижающее шум на величину до 20 дБА. Есть отечественные инженерные разработки, помогающие снизить скрежет. И в конце концов, существует несколько типов замедлителей движения вагонов, применяемых в разных странах.
Судебный процесс еще не завершен — транспортный прокурор подал апелляцию, и дело будет рассмотрено в Санкт-Петербургском городском суде. Заседание состоится 30 июня в 12:30 по адресу: Бассейная ул, д. 6, зал 703. Вход по паспорту.