«Мой папа спасал этот город». Воспоминания о шофере Дороги жизни Гаврииле Мачкавском
Лидия Гавриловна Тимофеева — жительница МО № 72. Она поселилась в Купчино еще в 1960-е годы, а приехала с Южного Урала, выйдя замуж за ленинградца. «Не думал, дочка, что ты будешь жить там, где я прошел всю войну», — говорил ей отец, служивший в блокаду шофером на Дороге жизни.
Сейчас Лидии Гавриловне 80 лет, и для нее очень важно, чтобы память о Гаврииле Михайловиче Мачкавском не канула в лету. Долгие годы она искала документы Ленинградского фронта, где мог быть упомянут ее отец, но ни чиновники, ни городской военкомат не могли ей помочь. «Мне было так обидно, я даже плакала. Как же так, думала я, ведь Ольга Берггольц писала: «Никто не забыт, ничто не забыто!" Он ведь воевал здесь, спасал этот город!» — поделилась она своим горем.
Но оказалось, что ее отец не был забыт — его наградной лист был опубликован на сайте «Подвиг народа», и это стало важным событием для всей семьи Лидии Гавриловны. Недавно она дополнила его своими воспоминаниями.
Гавриил Михайлович Мачкавский родился в 1914 году в Оренбургской губернии, позднее — Чкаловской области, в селе с красивым названием Залесово. Здесь он женился, и в 1935 году в семье родился сын Володя. В первый раз Гавриил Михайлович попал на войну в 1938 году, во время пограничного конфликта с Японией. Заслужив наградной знак «Участнику Хасанских боев», он вернулся домой.
В сентябре 1939 года появилась на свет девочка Лида, Лидия Гавриловна. Маленькой Лиде и ее брату пришлось расти без папы – в июне 1941 года Гавриил Михайлович был призван на фронт. Он воевал за Ленинград в составе 268-й стрелковой дивизии: 56-й отдельной автороте подвоза, 947-м стрелковом полку.
Самые драматичные воспоминания у фронтового шофера были связаны с Дорогой жизни. «На машине ЗИС-5 он возил в город грузы и продовольствие, а на обратной дороге забирал детей, — вспоминает рассказы отца Лидия Гавриловна. — Дорогу постоянно обстреливали, и несколько раз на его глазах транспорт проваливался под лед. Один раз он и сам чуть не оказался в полынье, но спасли встречные машины, шоферы успели дать знак, чтобы он свернул".
Эвакуированных ребятишек провожали родственники, они сидели в кузове, все закутанные, и лишь некоторых сопровождали бабушки. Ехать было страшно, ребята плакали и звали маму, а Гавриил Михайлович пытался приободрить их добрым словом. Шофер говорил ребятам, что скоро на этой же машине он отвезет их домой. «Утешает их, а сам чуть не плачет. Он очень чувствительным был. В пути он всегда поправит им одежду, получше завернет, головку платочком перевяжет. Ведь у него было двое таких же детей, и мама в каждом письме на фронт обводила ручкой наши ладошки, мою и брата», — рассказывает Лидия Гавриловна.
Участвуя в кровопролитных сражениях, 268-я дивизия получила звание Мгинской Краснознаменной, а Гавриил Михайлович за бои в районе Синявино заслужил медаль «За оборону Ленинграда». После того как сняли блокаду, дивизию перебросили на Карельский перешеек. Здесь Гавриил Михайлович снова совершил подвиг – 24 июня 1944 года он смог выбрать кратчайшую дорогу и под интенсивным обстрелом доставить бойцам боеприпасы. За это он был представлен к медали «За отвагу». Потом дивизия освобождала Прибалтику, а войну Гавриил Михайлович закончил в Берлине, расписавшись на стене Рейхстага.
Война пошатнула здоровье Гавриила Михайловича – он был несколько раз ранен и контужен, а больше всего его беспокоили простреленные легкие. В мирное время он по-прежнему работал шофером, однако очень часто лежал в больнице. «Несмотря на это, он был очень жизнерадостным человеком, всю жизнь любил петь. И жили они с мамой очень хорошо, никаких ссор, — вспоминает Лидия Гавриловна, — он всегда был добрым, с большим юмором».
Всю жизнь Гавриил Михайлович поддерживал связь с боевыми товарищами. Долгое время он пытался разыскать своего близкого друга, шофера Дороги жизни Михаила Шашина, а после его смерти поиски продолжила Лидия Гавриловна. Она хотела расспросить ветерана о своем отце, а если надо — помочь ему. Но поиски были безуспешными — лишь недавно она узнала, что жил Михаил Шашин, оказывается, совсем рядом, в Купчино.
Лидия Гавриловна – глубоко верующий человек. В молитве об отце она всегда поминает его фронтовых друзей – ладожских шоферов, отдавших все силы ради того, чтобы выжил наш город.
Ольга Ясененко.
Фотографии предоставлены Лидией Гавриловной Тимофеевой.