Памятник ЖБОТ рубежа «Ижора» может встретить День Победы в луже

Судьба блокадного ЖБОТа, оказавшегося на территории парка Героев-Пожарных, по-прежнему остается печальной — памятник может встретить празднование 75-летия Великой Победы в яме и глубокой луже.

ЖБОТ № 1196 был построен в ноябре 1941 года, а в 1943 году вместе с соседними огневыми точками он вошел оборонительный рубеж «Ижора», участок которого чудом сохранился на купчинском антенном поле. К сожалению, бездумно проведенная граница парка Героев-Пожарных отделила ЖБОТ от остальных памятников антенного поля, а подсыпка грунта уничтожила часть расположенных рядом с ним и еще не исследованных земляных сооружений. От этих действий пострадали и сам ЖБОТ, и весь исторический комплекс.

ЖБОТ на территории парка.

ЖБОТ на территории антенного поля.

Как мы писали ранее, сначала ЖБОТ оказался зарытым в землю по самую крышу. Активистам музея "ДОТ рубежа «Ижора» удалось договориться о том, чтобы разрыть пространство вокруг памятника, и он стал хотя бы виден тем, кто стоит рядом. В образовавшейся вокруг ЖБОТа яме начала скапливаться вода, и ее соединили дренажной трубой с ближайшим карьером. Однако, как показало время, результат вышел обратным.

Дело в том, что до реконструкции парка Героев-Пожарных уровень воды в этом карьере был примерно на метр ниже, чем во всех остальных. Водоемы разделяла насыпь с дорожкой — гуляя по ней, было хорошо видно, что с одной стороны вода плещется почти у ног, а с другой есть небольшой обрыв. Поэтому даже в половодье ЖБОТ оставался сухим.

ЖБОТ в половодье Фото Дениса Шаляпина 2011 год. " www.kupsilla.ru

Однако строители парка соединили оба водоема трубой, и уровень воды в карьере около антенного поля существенно повысился. Вот и оказалось, что дренажная труба, вместо того, чтобы отводить воду из ямы со ЖБОТом, наоборот заполняет ее водой из карьера. Летом уровень воды в карьере, конечно, упадет, но при дожде дренажная система памятнику не поможет, так как ее труба расположена над лужей, а не под ней.

Дренажная труба льет воду к ЖБОТу.

Труба находится выше, чем уровень воды в луже.

Еще одной проблемой ЖБОТа № 1196 стали предыдущие меры по его «облагораживанию». Желавшие привести его в достойный вид зачем-то заделали цементом стыки между бетонными блоками, в результате чего сборный ЖБОТ стал выглядеть как отлитый целиком. Стоит добавить, что ЖБОТ является памятником регионального значения, и любое нарушение его внешнего облика либо запрещено, либо требует множества согласований.

Жбот с замазанными границами блоков.

Исторический облик. Фото Дениса Шаляпина. 2011 год. " www.kupsilla.ru

Сейчас вернуть памятнику достойный вид очень непросто. В идеале следовало бы ликвидировать все ошибки строителей — срыть искусственную насыпь и вернуть прежний уровень воды в карьере. Но, конечно, все это потребует немалых затрат.

Можно пойти другим путем — разобрать ЖБОТ на блоки и собрать заново на новой высоте. При этом можно восстановить холм, на котором стояла огневая точка, и его земельную обваловку, а также зачистить от цемента стыки между блоками и покрасить в их в серый цвет — то есть, полностью вернуть памятнику исторический вид.

Исторический облик. Фото Дениса Шаляпина. 2011 год. www.kupsilla.ru

Однако, такие меры в отношении охраняемого законом объекта могут потребовать долгой бюрократической волокиты и, к сожалению, не решат вопрос сохранения целостности всего исторического комплекса.

В своем недавнем выступлении в эфире передачи «Районы — Кварталы» на телеканале «Санкт-Петербург» глава Фрунзенского района Константин Серов высказался в поддержку проекта сохранения участка оборонительного рубежа «Ижора».

Скриншот передачи «Районы-кварталы» на канале «Санкт-Петербург».

«Советом ветеранов и губернатором поддержана наша инициатива о том, что надо линию обороны обязательно сохранить в первозданном виде, чтобы память о нашей великой Победе сохранилась на многие-многие годы. Этот проект сегодня прорабатывается. Он требует дополнительного финансирования, но губернатор уже подтвердил, что данный проект получит поддержку правительства города».

Хочется верить, что ошибки, допущенные при проектировании и строительстве парка, все-таки будут исправлены, и исторический комплекс "Участок оборонительного рубежа «Ижора» станет достойной данью памяти жителей блокадного Ленинграда и сражавшихся за наш город воинов.

А пока хочется напомнить тем, кто решит в сырую погоду познакомиться военными памятниками во время прогулки по парку — ведущая к ЖБОТу № 1196 дорожка обрывается тупиком, и пройти по ней до улицы Димитрова, к ДОТу-музею, невозможно. Также не получится подойти к забору, чтобы осмотреть расположенный за ним другой памятник — артиллерийский ЖБОТ. Тропинка к нему, которую просили сделать купчинцы во время слушаний по проекту парка, так и не появилась.

Декоративно оформленный тупик дорожки, идущей мимо ЖБОТа.

Ольга Ясененко.