Станция «Проспект Славы» — пробуждение спящей красавицы
Стройплощадка станции метро «Проспект Славы» в парке Героев-пожарных выглядит удручающе — когда-то она была завалена стройматериалами, а сейчас похожа на огромное поле.
Около проходной собралось множество людей в белых касках, но это не рабочие, а журналисты. В прошлый раз они были здесь 20 июня 2017 года во время пресс-тура компании "Метрострой, а сейчас поводом стал визит врио главы Санкт-Петербурга Александра Беглова.
В ожидании высокопоставленного чиновника журналистам разрешили самостоятельно осмотреть верхние и нижний вестибюли станции, а также пообщаться с рабочими. И вот их стайка направилась к южному входу.
Вестибюль, выходящий к Южному шоссе, за полтора года почти не изменился, словно время здесь текло по-другому. Правда, на стенах было больше облицовки, и траволаторы приняли более законченный вид. Ярче всего выделялись две блестящие пожарные машины, экспонаты будущей выставки МЧС. Какой будет эта выставка в законченном виде, пока еще неизвестно.
Над наклонным тоннелем распахнулось масштабное панно, рассказывающее о героях-пожарных. Второе подобное панно, посвященное воинам-интернационалистам, еще не установлено, но пресс-секретарь «Метростроя» Екатерина Гигиняк уверила, что оно обязательно будет смонтировано. Все упирается в финансы: «Как только деньги появятся, все у нас будет хорошо и красиво».
Радует, что первоначальный дизайн «Дунайского проспекта» и «Шушар» руководство «Метростроя» вроде бы не планирует упрощать. «На этом много не сэкономишь. У руководства разные мнения, но все же мы все считаем, что надо сохранять петербургские традиции», — ответила Екатерина Гигиняк.
Строительных материалов в вестибюле станции было совсем немного. Да и рабочих было мало — двое специалистов, по-видимому, готовили стену для монтажа облицовочных плит.
По эскалатору, запущенному еще в 2017-м году, журналисты спустились к платформам станции.
Здесь было гораздо светлее, чем в прошлый раз. Пол и стены уже были покрыты отделкой — красным гранитом и белым мрамором, на нехватку которого жаловались еще в декабре 2017-ого. Оставалось лишь место для мозаик, посвященных Великой Победе, и других декоративных элементов.
У стены стояла группа рабочих, это были представители СМУ-20, занимающегося отделкой.
— Много ли рабочих уволилось за время простоя? — поинтересовалась я у них.
— Нет.Мы слаженный коллектив, у нас отличный руководитель. Работаем потихоньку, не простаивали. В других организациях сидели, а наше 20-е управление работало.
Впрочем, трудится здесь в основном старшее поколение, те, кому сложно найти другую работу и те, кто уже получает пенсию. К счастью, именно они составляли до кризиса большую часть коллектива. Рабочие рассказали, что когда им начали задерживать зарплату, гендиректор убедил их немного потерпеть, и сейчас часть денег им уже выплатили.
Складывается впечатление, что «Метрострой» держится именно на них — специалистах советской закалки с огромным опытом, любящих свое дело и знающих все его тонкости.
— Тоннели метро — это как вены, в них много ответвлений. И в каждом из них оставлена душа проходчиков, бетонщиков — они сделаны очень прочно. Чтобы обучить монтажника нужно пять лет, но это еще не профессия — учат тому, чтобы он мог спуститься в шахту, выполнить работу и вернуться не заблудившись. Потому что когда там гаснет свет, ты теряешь ориентацию, — объяснил уже наверху немолодой строитель.
Но у идущего им на смену поколения другие приоритеты.
— Молодежь не идет на эту физическую работу, за которую платят копейки. Они же все в ипотеках, — понимающе объяснили рабочие. А строительство станции «Проспект Славы» оказалась технически очень сложным.
— Воды здесь очень много, потому что она течет вниз по тоннелю со станции «Дунайская». Есть проблемы и с руслом Волковки — воду ведь не обманешь, она дырочку найдет. И мы с ней постоянно боремся, делаем специальный отвод, каналы, откачиваем ее. Без этого никак в любых подземных условиях, тем более в Питере. Но я сколько работаю, такой водяной станции нигде не видал.
Когда мы проходили тоннель, в трех местах были ручьи. Грунт очень сложный — здесь песчаник, самый водоносный слой. Это не песок, а скала, она такая крепкая, что даже ножи щита ее не берут. Мы его раз в неделю останавливали и на ремонт ставили. Самая трудоемкая станция.
На вопрос, реально ли закончить работы к сентябрю, у всех строителей, а здесь были представители нескольких подрядных организаций, был один ответ — это реально, давали бы вовремя деньги и материалы. Правда, когда они появятся, никто из них не знал.
— Так материал еще даже не закуплен? — спросила я.
— Если нет денег, как его купить? — ответил один из рабочих, добавив, что «все зависит от Бога».
— Ждем, делаем что можем своими силами, — вторили ему другие.
— Рвемся в бой! — отшучивались третьи.
Чуть поодаль работали специалисты из Тоннельного отряда № 3, «самый костяк», как они назвали себя. Проходка уже давно завершена, и сейчас они демонтируют временные системы обеспечения — рельсы, трубы, оборудование для подачи воды и воздуха.
Рядом с ними на рельсах каким-то чудом оказался автомобиль ГАЗ с колесами от вагонетки и городским номером. Рабочие смеясь объяснили, что это ноу-хау, созданное от безысходности.
Машина тянет кабель и перевозит материалы для тоннельных выработок. В Европе для этого используют специальные дрезины.
Пройдя через платформу, журналисты поднялись вверх по второму эскалатору, тому, что выходит к проспекту Славы. В прошлый раз он еще не работал, а сейчас бригада из нескольких человек уже занималась установкой поручней. Необлицованный наклонный ход, украшенный высокими светильниками, смотрелся завораживающе.
Зато наверху все было очень печально — видно, что этот вестибюль строился с отставанием от выхода на Южное шоссе. Рабочие укладывали на носилки небольшую партию кирпичей, один человек занимался сваркой.
Прибывшего врио губернатора Беглова кратко познакомили с проектом станций, ввели в текущее состояние дел и показали графики дальнейших работ. После этого кортеж спустился вниз по эскалатору.
Здесь врио губернатора уже поджидали сотрудники «Метростроя». Беглов поблагодарил рабочих и инженеров за их труд.
— Это метро будет перевозить порядка миллиона жителей, поэтому вся надежда на вас. К 2032 году мы поставили задачу ввести в строй 29 новых станций. Мы планируем закладывать в бюджет около 30 миллиардов рублей ежегодно. Мы составляем планы, и знаем, где взять деньги.
Самое главное — это ускорять проектные и строительно-монтажные работы. И надо сделать так, чтобы метростроевцы получали достойную и своевременную заработную плату. Она должна быть лучше чем в Москве, ведь у нас метро глубокого заложения и работа более сложная, — пообещал врио губернатора.
В ответ рабочие попросили Беглова решить вопрос с документом о тарифном соглашении, так как их зарплата очень низка. Но это оказалось не так-то просто:
— Зарплата не сильно зависит от соглашения. С февраля 2018 года «Метрострой» не заключал новых контрактов. Когда они появятся, мы будем рассматривать этот вопрос. Вдобавок, ценообразование формируется рядом законов и нормативных актов, и цену контракта изменить по закону нельзя, все риски несет на себе подрядная организация.
Но я согласен с вами, что зарплата метростроевцев должна быть достойной, ведь нельзя потерять такой заслуженный коллектив, и со временем мы этого добьемся. Но нужно работать. Сегодня на трех станциях работает порядка 650 человек, а должно быть 1500. «Метрострою» нужно пару месяцев, чтобы он наладил это рабочее движение.
Беглов рассказал строителям, как много сделало правительство для того, чтобы стабилизировать ситуацию на предприятии, на какие пошло риски, как подключило прокуратуру, договорилось с банками, выделило деньги и приняло решение ввести в совет директоров «Метростроя» своего представителя. И теперь дело за компанией.
— Я очень вас прошу — Первое сентября — это имя «Метростроя» и всех субподрядных организаций. Миллион человек ждут. Я уверен, что вы с этой задачей справитесь. Я уверен, что вы уже лучше себя чувствуете, я вижу это из окна Смольного. Успехов, удачи вам.
Поднявшись наверх, Беглов задержался около журналистов.
— Смогут ли люди воспользоваться метро до выборов?
— Я не хочу говорить о выборах, я хочу говорить о 1 сентября, чтобы дети пошли в садик, в школу, пожилые люди могли добираться до поликлиники или больницы, могли погулять в парках. Это главная задача.
Конечно, мы откроем пораньше, к концу третьей декады. Составлен соответствующий график. К 1 июлю будет открыто рабочее движение, метрострой должен завершить свои работы и передать объект метрополитену, чтобы тот наладил постоянное движение.
— Реально ли построить 29 станций, и удастся ли найти финансирование?
— Чтобы выдержать этот темп нам нужно ежегодно тратить порядка 30 миллиардов рублей. Чтобы выдержать этот темп, нам нужно ежегодно тратить порядка 30 миллиардов рублей, мы уже заложили эти деньги на 20-21 года. Конечно, их еще нужно еще заработать, но они уже заложены.
— На чем город заработает эти деньги?
— На привлечении инвестиций, на создании высокотехнологичных рабочих мест. Мы поставили перед собой амбициозную задачу довести бюджет города до 1 триллиона рублей, а среднюю зарплату по экономике — до ста тысяч рублей. Будем работать над этим.
Столь же конкретным оказался и ответ врио губернатора на вопрос о том, как пожилые и немощные люди будут добираться до метро, если им надо пересечь переходы «Краб» и «Креветка».
— Я думаю этот вопрос решится, и пожилые люди будут довольны, — загадочно улыбаясь, ответил Беглов.
Говорил врио губернатора и о других своих планах — решении проблем дольщиков, строительстве садов, школ и поликлиник, в которых сейчас город испытывает острую нехватку. Много было сказано о создании удобной транспортной сети, объединяющей метро, трамвайное и железнодорожное сообщение, она должна помочь жителям самых удаленных уголков города легко добираться до любой его точки.
Время покажет, что из всего этого удастся реализовать, что нет, но хочется верить, что Фрунзенский радиус все-таки будет достроен.
Ольга Ясененко.