Третье лицо Михаила Черепанова

Сегодня главному редактору «Новостей Купчино» в очередной раз довелось побывать в суде. Последнее время бываю я во дворцах правосудия нечасто, а в арбитражном не был никогда. А тут — такое везение, на наше издание и его учредителей подали в суд купчинские муниципалы, требуя 4,4 миллиона рублей компенсации морального ущерба

О, как уже знакомо мне это томительное ожидание своей очереди в коридоре! К сожалению, в судах есть такая практика, что практически на одно и то же время назначается десяток дел. И никогда не знаешь, когда именно начнётся твоё — прямо сейчас, через час или вообще ближе к вечеру. Нам сегодня повезло — ещё не было одиннадцати, а мы уже вошли в зал. Мы — это Владимир Волохонский (я), мой соучредитель Павел Швец, наша представитель Дарья Сухих, а также истцы — глава Муниципального совета МО «Купчино» Юрий Трубицын и глава Местной администрации Алёна Орлова. А также адвокат Ирина Русякина и журналисты. В прошлый раз я с ней встречался, когда судился с избирательной комиссией муниципалитета.

 

Я обрадовался, ибо уверен — любая встреча с адвокатом Русякиной — к радости, весёлому смеху и удовольствию. Кто не верит, почитайте репортаж Венеры Галеевой с суда 2014 года. Сегодняшнее заседание также не осталось без внимания журналистов — вот, например, репортаж Закс.Ру.

Однако, попробую рассказать о происходившем сам. Выяснилось, что истцы будут представлять себя сами, а Русякина будет представлять Михаила Черепанова, указанного в иске как третье лицо. Впрочем, всё начало заседания истцы молчали, а она говорила от их имени, несмотря на отсутствие подтверждения таких полномочий. Судья этого не замечала, а я до некоторого момента не счёл разумным вмешиваться. К тому же мне уже с первых минут стало весело (когда выяснилось, что письменной позиции у истцов нет).

Не буду утомлять вас лишними подробностями, расскажу о самом ярком для меня моменте заседания — о лишении статуса третьего лица в этом деле Михаила Черепанова, муниципального депутата-молодогвардейца, который давно обещал подать на нас в суд (но так и не подал).

Судья: Объясните пожалуйста, в исковом заявлении указан депутат Черепанов Михаил Сергеевич в качестве третьего лица. В качестве третьего лица могут привлекаться только стороны, чьи права и обязанности могут быть затронуты судебным актом. Объясните, какие права и обязанности Черепанова затронуты?

Русякина: Дело в том, что господин Швец (ответчик) и мой доверитель Черепанов — два кандидата в депутаты, которые боролись в 2014 году на выборах в муниципалитет. И соответственно вся программа...

Судья (перебивает Русякину): Нет, давайте вы объясните именно — каким образом те сведения, которые вы оспариваете, затрагивают интересы данного лица.

Русякина: Потому что в основу оспариваемого сетевого издания у нас и «Пятый канал» и «НТВ» и «Лайфньюс» и «Фонтанка.ру» все абсолютно подхватили вот эту вот нарезку клеветническую и целый год мусолили именно называя фамилию Черепанова!
Судья: А какое это отношение имеет к ответчику? Ответчик высказывался по поводу Черепанова?
Русякина: У ответчика — право выбора. То есть, у истца есть право выбора того, кого назначить третьим лицом.

Судья: Стоп. Давайте я объясню ещё раз. ГПК требует привлекать третьим лицом то лицо, права и обязанности которого...
Русякина (перебивает судью): Черепанов — депутат муниципального образования!
Судья: Давайте всех депутатов ещё включим в дело!
Русякина: У нас председатель муниципального совета есть.

Судья: А Черепанов?
Русякина: А Черепанов может заявить ещё самостоятельные требования.
Судья: Давайте всё-таки не уклоняться от темы. В оспариваемых сведениях, которые распространил ответчик — там что-то про депутата написано?
Русякина: Ещё есть масса статей, где указана фамилия Черепанова...
Судья: К конкретному СПОРУ!
Русякина: В конкретном споре затронуты его права. Конкретно Черепанова.

Судья: В общем, не донести вам никак мою мысль... Покажите мне в статье фамилию Черепанова.
Русякина: «Депутаты». А Черепанов является депутатом. Я начала с этого рассказа, что...

Судья: Ну давайте привлечём всех двадцать депутатов...
Русякина: Они приняли решение на совете...
Судья: В общем, третье лицо я не привлекаю.

Вот так закончились семь минут участия депутата Черепанова в деле. Судя по всему, идея истцов состояла в том, чтобы представитель Черепанова могла по ходу дела заявлять отдельные требования. Однако, то, что адвокат на суде всё-таки выступала от имени истцов (пока её всё-таки не прервали) говорит об ещё более сложной схеме работы. Думаю, она была пущена в ход из-за того, что первая попытка нанять адвоката Русякину была прервана прокуратурой, которая нашла нарушения в решении муниципального совета о заключени с ней договора. Был ли он в итоге заключён и на каких условиях — мне доподлинно неизвестно.

Дальше тоже было весело — адвокат Русякина просила суд отложить дело до конца июля, так как уезжает в отпуск. Суд назначил следующее заседание на 22 июня, когда мы и встретимся снова с истцами, которые уже потеряли своё лицо. Третье лицо, я имею в виду.

Владимир Волохонский — учредитель и главный редактор «Новостей Купчино»