Критическая масса недоумения
Это будет неформальный репортаж о приключениях, которые пережил главный редактор «Новостей Купчино» в попытках постичь современное искусство. Анонс обещал открытие выставки флешмобом с участием жителей района и премьерой социального балета с острым и актуальным названием «Купчино не склоняется» в 17-30 у здания районной администрации. Однако перед флешмобом ещё было запланировано открытие выставки в ДК Железнодорожников. Место историческое:
В начале восьмидесятых в астрономической башенке под прикрытием «юношеской астрономической школы» также обсуждали тактику и стратегию революции. Знаменитый ныне Лев Лурье рассказывал об истории революционного движения в России конца XIX века, собирались всякие матёрые и юные диссиденты.
Чтобы никто не подумал, что общается с ценителем и знатоком современного искусства, главный редактор надел футболку с недвусмысленной выцветшей надписью «Я жлоб»:
Но потом главный редактор замёрз и надел свитер. Открытие выставки заключалось в десятке бутылок вина, кубиках сыра на зубочистках и винограде, разложенных на столе в холле. Впрочем, можно было отведать и безалкогольного сока. Вокруг этого ходило человек пятнадцать. Корреспондентка iUni брала интервью у организаторов:
Когда купчинский корреспондент в процессе поедания сыра собрал большую коллекцию зубочисток, выяснилось, что современное искусство – это не сыр с виноградом, а нечто размещённое на самом верху здания, как раз там, где когда-то собирались юные астрономы – в заброшенной обсерватории. Наиболее пугало в этой новости, что ознакомление с современным искусством должно быть сугубо индивидуальным. Кто их знает, этих современных художников – могут тебе член на лбу нарисовать. Или вдруг обнаружишь себя среди танцующих на амвоне. Однако реальность оказалась куда более загадочной.
Финский художник Ханс Розенстрём спустился с крыши за следующей порцией жертв. И вот группа страждущих отдаться современному искусству совершает длинный поход наверх. Постепенно современные интерьеры уступают место позднесоветским, а затем на тебя начинает сыпаться отслоившаяся синяя краска. После порции физических упражнений посетитель выставки оказывается на крыше, откуда можно заглянуть в небольшую комнату под самым куполом. Когда-то здесь был телескоп, а теперь нет ничего, только стул перед круглым окном-иллюминатором. И наушники. Когда вы их наденете, то услышите женский голос, отправляющий вас в путешествие по лучам света, скользящим из окна. Однако вместе с этим вы будете регулярно ощущать некоторое беспокойство и оглядываться. Вы в комнате не одни… Или одни?
В любом случае, это впечатление стоит того, чтобы приехать в ДК Железнодорожников на Тамбовскую 63 и забраться по длинным лестницам на эту высоту. «Звуковая инсталляция» работает ежедневно с 12 до 19, если верить буклету организаторов. Но лучше не верить и уточнить по телефону 457-39-90.
Как выяснилось, всем любопытствующим был предложен автобусный тур по предстоящим событиям выставки. Следующим пунктом сегодняшнего дня стала площадь на Пражской улице, перед зданием администрации Фрунзенского района. Там должен был состояться некий флешмоб. В пресс-релизе администрации района уточнялось, что флешмоб будет грандиозным. Приехав туда к заявленному времени, можно было застать всего человек пять зрителей, ожидавших зрелища. Среди них — городского фольклориста Наума Синдаловского, активиста и специалиста по истории Купчино Дениса Шаляпина.
Через двадцать минут стало понятно, что тут ничего не будет. Однако после информации о планах представить общественности перформанс «Купчино не склоняется» глаза краеведа Шаляпина загорелись опасным огнём и он всё же решил остаться, дабы лицом к лицу встретиться со склонофобами. Вот как он описывает произошедшее на площади:
К заявленному времени начала действа, на площади перед зданием районной администрации не происходило ровным счётом ничего. Несколько человек, не без некоторого недоумения, бродили по пустынной площади и олицетворяли собой толпы поклонников современного искусства…
С опозданием более чем на полчаса к площади подъехал автобус. Организаторы и участники перформанса покидали уютное транспортное средство и неспешно продвигались к площади.
«Большинство из зрителей, пришедших сюда к назначенному времени, уже давно ушли…» – не без иронии заметил один из ожидавших, и дождавшихся начала действа.
Меж тем, действие, хоть и с часовым опозданием, но всё-таки началось. Начало представления ознаменовалось раздачей розовых воздушных шариков, а также программок предстоящих в ближайший месяц презентаций.
Затем выступили руководители «ТОК» – организаторы акции. Они пригласили всех собравшихся пройти к бетонному забору, что расположен у ТРК «Южный полюс».
Собственно, в этом и заключался «флешмоб». В раздаче кучи надувных шариков. Впрочем, шарики тут же вызвали энтузиазм массы случившихся неподалёку детей, которые буквально рвались к искусству.
И это – открытие выставки современных художников? Раздача воздушных шариков? Где обещанный социальный балет??? Социальный балет, как объяснили организаторы, будет позже, на вечернем банкете. А сейчас – добро пожаловать к стенке. Нет, расстрела не будет. Будет полная ... Но об этом дальше.
Некоторое недоумение собравшихся не было развеяно посещением строительного забора. Как утверждалось, «совместно с местными жителями Стас Багс при участии Константина Федорова превратил строительный забор в произведение искусства и местную достопримечательность».
Не сразу собравшиеся поняли, где тут искусство. На заборе появились цветные пятна, а в нескольких местах надписи «и я был здесь». Предполагалось, что паблик-арт должен был к чему-то призывать, взаимодействовать со зрителем? Что предлагают эти цветные кляксы тем, кто заглянет на задворки «Южного полюса»? Самовыражаться на заборах? Купчинские мастера самовыражения на заборах легко заткнули бы за пояс автора этого «шедевра». Возможно, впрочем, что именно футболка «Я жлоб» в паре с купчинским мировосприятием не позволила в полной мере прочувствовать забор?
И тут главный редактор «Новостей Купчино» увидел среди созерцающих забор своего знакомого – фотографа и арт-критика Дмитрия Виленского. Необходимо было срочно сопоставить свои впечатления с точкой зрения мэтра. Как оценивает он это произведение? Что мы наблюдаем? Как можно это охарактеризовать – обрушился на знатока современного искусства поток вопросов.
— Полная ***ня! – ёмко ответил мэтр.
"
В девять вечера, после прогулки по нескольким прочим объектам выставки, разбросанных по бескрайним просторам Фрунзенского района, ценители недоумения пришли в кафе «Neverland», где на девять вечера было запланировано завершение программы и долгожданный социальный балет.
С Романом Осьминкиным, автором социального балета, главный редактор тоже был немного знаком. Его перформансы нередко становились украшением различных политических акций, неизменно порождая весьма противоречивые отзывы. Организаторы остались верны себе и к социальному балету приступили только после того, как собравшиеся перекусили и заскучали.
Социальный балет «Купчино не склоняется» состоял из двух частей – в первой были исполнены стихи детей – победителей районного конкурса:
А сама «рэпчина» Романа будет представлена в отдельной записи на нашем сайте. Следите за Новостями Купчино! А с ближайшими планами организаторов выставки «Критическая масса», которые называются «Творческое объединение кураторов», можно ознакомиться на их сайте. На открытии выставка не заканчивается, впереди ещё немало событий!
Владимир Волохонский